1. Политическая война
  2. Ситуация в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

Президент Намибии решает, выбрать ли ему деньги или особняк после отставки

Изображение: (сс) Namibian Presidency
Президент Намибии Хаге Гейнгоб
Президент Намибии Хаге Гейнгоб

Президент Намибии Хаге Гейнгоб еще не решил, возьмет ли он как часть своего пенсионного пакета многомиллионный особняк, строительство которого профинансирует государство, или единовременную денежную сумму в размере от 35 до 80 млн намибийских долларов, N$ ($2,162 млн — $4,941 млн), возможно, больше, после того как покинет свой пост в марте 2025 года. Об этом сообщила исполнительный директор при президенте Грейс Уушона, 12 августа пишет газета The Namibian.

Решение, чтобы правительство успело построить дом, президент должен объявить за два-три года до отставки (согласно конституции страны, Хаге Гейнгоб, который находится на посту президента второй срок подряд, не имеет больше права выдвигать свою кандидатуру в третий раз).

После отставки, кроме особняка, президент получит право на пожизненную зарплату, как и два предшествующих ему президента Намибии, получившей независимость от Претории в 1990 году.

Правительство ранее выделило 75 млн намибийских долларов (около $4,6 млн) на капитальный ремонт дома первого президента Намибии Сэма Нуйомы.

Особняк следующего президента страны Хификепунье Похамбы в Виндхуке обошелся государству в N$35 млн, хотя по некоторым оценкам общая сумма составила более N$70 млн. Похамба почти не живет в этом доме, отметило издание.

Закон о пенсиях и других пособиях бывшим президентам дает уходящему в отставку главе государства право выбора между многомиллионным домом, строительство которого финансирует государство, и наличными деньгами, которые он получит после ухода с поста.

Закон гласит, что отставному президенту должна быть предоставлена меблированная официальная резиденция в любом месте в Виндхуке или, по желанию бывшего президента, такое жилищное пособие, которое определит кабинет правительства, включая пособие на телефонные расходы, воду и электроэнергию.

Гейнгоб в 2016 году заявил, что его состояние составляет N$50 млн. Личная вилла президента «Casa Rosalia», расположенная в колониальном районе Кляйн Виндхука, оценивалась, когда он только стал президентом, в сумму от 8 до 10 млн намибийских долларов. Он зарабатывает N$1,7 млн в год, или более N$141 600 в месяц.

Гейнгоб на протяжении многих лет призывал граждан затянуть пояса потуже, поскольку страна продолжала тонуть в рецессии с тех пор, как он стал президентом в 2015 году, отмечает газета.

Его официальный представитель Уушона заявила, что те, кто хочет отмены предоставления особняка или денежных выплат бывшим президентам, должны обратиться в парламент.

«Закон № 18 от 2004 года о пенсиях бывших президентов и других льготах, принятый парламентом, предусматривает такие льготы. Поэтому те, кто считает, что эти льготы нуждаются в пересмотре, должны обратиться в парламент», — сказала она.

Издание напомнило, что построенный китайцами особняк Похамбы включает в себя четыре гаража, три комнаты для гостей и обеденную зону на 30 человек, главный гостевой холл, а также отдельную гостиную, кухню и прачечную, бар и зону для барбекю, двойной вестибюль, библиотеку и кабинет.

На верхнем этаже расположены три семейные спальни, помещения для персонала, еще две спальни, семейная гостиная, тренажерный зал и вертолетная площадка.

Бывшие президенты, такие как Нуйома и Похамба, получают пожизненную зарплату.

В течение первого года после того, как он передал бразды правления Похамбе в 2005 году, Нуйома получил дополнительное не облагаемое налогом вознаграждение, равное годовой зарплате в размере N$421 000 плюс три автомобиля — Mercedes-Benz S500, полноприводный универсал и легкий грузовик.

Ему были назначены 10 сотрудников службы безопасности, три водителя, два личных секретаря, два личных помощника, два офисных работника, три домработницы, три садовника, два повара, два официанта и два работника прачечной для его домашнего хозяйства.

Бывший министр по делам президента Альберт Кавана, ныне министр внутренних дел, иммиграции, охраны и безопасности, защищал президентские льготы как направленные на поощрение лидеров не задерживаться у власти.

Лидер партии «Независимые патриоты за перемены (IPC)» Пандулени Итула на этой неделе заявил: «Предложение о предоставлении президенту пенсионного пакета любого рода смехотворно неприемлемо в стране, где 1,6 миллиона наших людей живут и умирают в нищете без работы».

«Я неоднократно заявлял, что первыми едят не лидеры, а массы», — сказал Итула, добавив, что «канцелярия президента никогда не должна использоваться для сохранения его финансовой безопасности на протяжении всей жизни. Лидерство — это не путь к богатству».

Он сказал также, что «мародерство под любым видом» должно быть исключено из законов Намибии. «Создание элитарного клуба с помощью законов» недопустимо, в стране не должны издаваться законы, поощряющие несправедливость и грабящие казну, считает лидер IPC.

Получить комментарий от руководства других партий — «Движения безземельных людей (LPM)» и «Народно-демократического движения (PDM)» изданию не удалось.