Астрономы разгадали загадку быстрого «мигания» пульсара

Изображение: (СС) tommyvideo, pixabay.com
Пульсар

Причина «мигания» пульсара J1023, постоянно переключающегося между двумя режимами яркости, была установлена благодаря кампании наблюдения, в которой участвовало 12 телескопов на Земле и в космосе, в том числе три телескопа Европейской южной обсерватории (ESO), 30 августа сообщает сайт ESO.

Астрономы обнаружили, что странные переключения вызваны выбросами вещества из пульсара, происходящими за очень короткие периоды времени. Результаты наблюдений были представлены в статье «Выбросы материи стоят за максимумами и минимумами переходного миллисекундного пульсара PSR J1023+0038», опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysicals.

Пульсаром называется быстро вращающаяся нейтронная звезда, которая испускает в космос пучок электромагнитного излучения. Вращаясь, этот луч, подобно лучу маяка, который как бы «сканирует» космос, и обнаруживается астрономами при пересечении линии видимости Земли. Поэтому излучение такой звезды кажется для земных наблюдателей пульсирующим.

Пульсар PSR J1023+0038, сокращенно J1023, находится в созвездии Секстанта на расстоянии около 4500 световых лет от Земли. Он вращается вокруг другой звезды и в последние 10 лет перетягивает вещество от своего компаньона, которое образует вокруг пульсара растущий диск, медленно падающий на него.

После того как начался процесс накопления вещества, пульсар стал непрерывно переключаться между двумя режимами. В «высоком» режиме пульсар испускает яркие рентгеновские лучи, ультрафиолет и видимый свет, а в «низком» он более тускл на этих частотах, излучая больше радиоволн.

В каждом режиме пульсар остается в течение нескольких секунд или минут, а затем за несколько секунд переключаться в другой режим. Это переключение до сих пор оставалось загадкой для астрономов.

О ее разгадке рассказал Франческо Коти Зелати, исследователь из Института космических наук Барселоны, Испания, и один из ведущих авторов статьи:

«Мы обнаружили, что переключение режимов происходит в результате сложного взаимодействия между ветром пульсара, потоком частиц высокой энергии, уносящихся от пульсара, и материей, текущей к пульсару».

В тусклом режиме вещество, текущее к пульсару, выбрасывается узкой струей, перпендикулярной диску. Постепенно эта материя накапливается и оказывается всё ближе и ближе к пульсару, тогда на нее попадает ветер, дующий от пульсирующей звезды и заставляющий это вещество нагреваться.

В конце концов сгустки этой горячей материи выбрасываются пульсаром в виде струи. При уменьшении количества горячего вещества в диске система светится менее ярко, переключаясь таким образом обратно в режим низкой яркости.

Астрономы намерены и дальше изучать эту уникальную систему.