1. Культурная война
  2. Выставки живописи
Москва, / ИА Красная Весна

Профессор НИУ ВШЭ рассказал об ажиотаже вокруг выставки Брейгеля Старшего

Питер Брйегель Старший. Жатва, 1565
Питер Брйегель Старший. Жатва, 1565

Сегодня в России мы переживаем вторую волну интереса к художнику Питеру Брейгелю Старшему. Первая была вызвана распадом советской культуры, а нынешняя — более вторичная, но более массовая. Об этом рассказал социолог, доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ Лев Гудков 22 января в эфире телепередачи «Тем временем. Смыслы» на канале Культура.

Гудков отметил, что первая волна интереса в Советском Союзе возникла в середине 60-х, «это была реакция на распад советской культуры, советской идеологии». Профессор рассказал, что картины Брейгеля заставляют переживать экзистенциальный страх, за которым стоит смерть, а это «единственный механизм сознания целостности жизни и возможности посмотреть на целостность существования».

Поэтому «целостность жизни», отраженная в картинах Брейгеля, «действительно дает некоторые формулы для опознания» и самопознания, что в ситуации распада советской культуры было очень важным.

Нынешняя волна, по мнению Гудкова, «немножко эпигонская, вторичная, подражательная. Зато более широкая».

Уточним, выставка Питера Брейгеля Старшего, проходившая в Вене с октября 2018 до начала 2019, вызвала большой ажиотаж в общественности. Всплеск интереса отмечается не только на мировом, но и в особенности на российском уровне. Прошедшую выставку художника посетило большое количество граждан из России, также наблюдался всплеск российских публикаций, посвященных данной теме.