Эксперт: Роскосмос должен отвечать за космонавтику, а не за прибыль

Изображение: Troypark, wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)
Коммерческий батут
Коммерческий батут

Основная функция Роскосмоса — не получить прибыль, а обеспечить высокую эффективность космической деятельности в масштабе государства. Так оценил место Роскосмоса эксперт, близкий к космической отрасли, 16 февраля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Хотя по своей организационной форме Роскосмос — государственная корпорации, как и, например, Росатом, его фактическое место в своей отрасли совершенно другое. «У Росатома порядка 80% объемов производственной деятельности — это рыночный бизнес», — сказал эксперт. Высокую прибыль Росатому приносят разведка и добыча урана, производство электроэнергии, ядерного топлива и оборудования, атомный ледокольный флот и т.д.

Место Роскосмоса в космической деятельности совершенно иное, нежели у Росатома в атомной промышленности. Основную прибыль получает не Роскосмос, а независимые от него операторы космических услуг и производители абонентской аппаратуры, например, АО «ГЛОНАСС», ФГУП «Космическая связь», ОАО «Газпром космические системы», а также производители навигационных приемников и аппаратуры спутниковой связи. Основная же деятельность Роскосмоса — госзаказ.

Всякое прямое сравнение доходов Роскосмоса и Росатома некорректно, а реальный экономический эффект Роскосмоса нужно оценивать не по прибыли самой госкорпорации, а по результатам ее деятельности в масштабах всей страны.

«Представим на минуту, что мы лишились спутниковой навигации, связи, возможности получения данных дистанционных наблюдений и др. Многие отрасли просто встанут!» — подчеркнул эксперт.

Для того, чтобы прибыль ГК Роскосмос от коммерческой деятельности была бы сколько-нибудь сравнима с прибылями Росатома, Роскосмосу нужно было бы самостоятельно, без независимых ныне операторов, начать ожесточенную конкурентную борьбу за рынки услуг навигации, спутниковой связи, данных дистанционного зондирования Земли и т.д., — а для этого нужны дополнительные государственные инвестиции и время. Результат же такой «коммерциализации» космической деятельности — крайне сомнителен.

Напомним, 12 декабря на конференции «Космос как бизнес» помощник президента Андрей Белоусов заявил, что масса людей, работающая в Роскосмосе, «нифига не может заработать деньги» и поставил в пример Росатом. Отметим также, что в США есть аналогичное разделение функций в космической отрасли между государственным ведомством NASA и коммерческими компаниями. При этом финансирование NASA в США на порядок выше финансирования Федеральной космической программы в России.