В стратегическом проливе Красного моря миротворцев заменят на камеры
Камеры с дистанционным управлением заменят миротворцев США, следящих за безопасностью судоходства в заливе Акаба, береговая линия которого разделена Израилем и тремя арабскими странами, 21 июля сообщает Reuters со ссылкой на официальные лица.
Остров Тиран, который находится в одноименном проливе в устье Персидского залива, был передан Саудовской Аравии от Египта вместе с соседним островом Санафир в 2017 году.
Во время визита в Израиль и Саудовскую Аравию на прошлой неделе президент США Джо Байден объявил, что крошечный контингент многонациональных сил и наблюдателей (MFO) на Тиране уйдет.
MFO следит за мирным соглашением 1979 года между Египтом и Израилем при посредничестве США, в соответствии с которым миротворцы были размещены на демилитаризованном Синае и — для обеспечения свободного передвижения в заливе Акаба и из него — на вершине Тирана.
Тиранский пролив имеет неоднозначную историю: Египет блокировал его в мае 1967 года, что стало одной из причин войны с Израилем в следующем месяце. В 1973 году страны вели еще одну войну на Синае.
Любая передислокация MFO с острова требует согласия Египта, США и Израиля. Ни одна из этих стран, ни MFO, публично не обсуждали, когда контингент уйдет и что может последовать за этим.
Но чиновник из одной из стран сказал агентству Reuters: «Миротворцев заменит система, основанная на камерах».
Два чиновника из другой страны заявили, что камеры уже установлены на базе MFO на египетском курорте Шарм-эш-Шейх. Курорт находится в 4 км от ныне удерживаемых Саудовской Аравией островов.
Дипломатический источник, посетивший Тиран, сказал, что у MFO там тоже были камеры. Если такие камеры будут сохранены, это может обеспечить возможность координации вопросов безопасности между Израилем и Саудовской Аравией, которые сейчас не имеют официальных связей.
Источник в Вашингтоне, знакомый с этим вопросом, сказал, что соглашение предусматривает размещение камер на существующих объектах контингента, оставляя открытой возможность размещения как в Шарм-эш-Шейхе, так и в Тиране.
«Для Израиля было важно, чтобы в рамках этого процесса не было никаких компромиссов с обязательствами, которые Израиль получил от Египта, в отношении мирного соглашения, что наиболее важно в отношении свободы судоходства», — сказал Майкл Херцог, посол Израиля в Соединенных Штатах.