1. За рубежом: реальный мир
  2. Извержения вулканов
Боулдер, / ИА Красная Весна

Ученые заявили, что влияние вулканического пепла на климат недооценивается

Изображение: (сс) NASA/GSFC/Jeff Schmaltz/MODIS Land Rapid Response Team
Извержение Гримсвотна 22 мая 2011 г.

Вулканический пепел оказывает гораздо большее влияние на климат, чем предполагалось ранее. Об этом заявили ученые в статье, опубликованной 10 сентября в журнале Nature Communications.

Во время извержения вулканов огромные облака пепла и пыли могут затемнить небо, перекрыть воздушное движение на высоте до 40 километров над поверхностью Земли. В новом исследовании, проведенном Университетом Колорадо в Боулдере, доказывается, что вулканический пепел может оказывать большее влияние на климат планеты, чем считалось ранее.

Ученые в своей работе рассматривали извержение вулкана Келут в 2014 году на индонезийском острове Ява. Они обнаружили, что вулканический пепел может оставаться в воздухе в течение нескольких месяцев или даже дольше после крупного извержения.

Опираясь на авиационные и спутниковые наблюдения во время извержения, исследователи увидели, что шлейф вулкана был насыщен крошечными и легкими частицами пепла, которые способны плавать в воздухе в течение длительного периода времени.

«Исследователи предположили, что пепел похож на вулканическое стекло, — сказал научный сотрудник Лаборатории атмосферной и космической физики (LASP) в CU Boulder Юньцянь Чжу. — Но мы обнаружили, что эти плавучие частицы имеют плотность, которая больше напоминает пемзу».

Соавтор исследования Брайан Тун добавил, что эти похожие на пемзу частицы, по-видимому, меняют химию всего вулканического шлейфа. Как определили ученые, молекулы диоксида серы, которые выбрасывает вулкан во время извержения, прилипают к частицам пепла, плавающим в воздухе.

При этом они подвергаются химическим реакциям на поверхности самого пепла, вытягивая из воздуха примерно на 43% больше диоксида серы. Другими словами, пепел может ускорить преобразование вулканических газов в атмосфере.

Как предполагают исследователи, долго сохраняющиеся частицы в атмосфере могут затемнять планету и даже способствовать ее охлаждению после извержения. Плавающий пепел также может уносить ветром к полюсам. Там он может запустить химические реакции, которые повредят озоновый слой Земли.

Однако ученым пока точно не ясно, как эти облака пепла влияют на климат. В связи с этим они считают, что сейчас необходимо обращать гораздо больше внимания на пепел от извержения вулканов, чтобы выяснить его истинное влияние на климат Земли.