1. Социальная война
  2. Процессы в Африке
Бамако, / ИА Красная Весна

В Мали «рабство по происхождению» наносит ущерб жизням людей

Наказание африканской невольницы на борту судна за проявление непокорности, миниатюра 1792 года
Наказание африканской невольницы на борту судна за проявление непокорности, миниатюра 1792 года

Раскрыты предпосылки террактов во время празднования Дня независимости Мали в западном регионе страны Кайес, сообщает 29 октября Al Jazeera

Как сообщили эксперты ООН, теракты в городе Бафулабе в конце сентября продолжались в течение двух дней, в результате чего по меньшей мере один человек погиб и еще 12 получили ранения.

Все началось в день празднования независимости Мали. «Рабы» радовались и плясали, а «дворяне» остались недовольны.Хотя рабство как институт было официально отменено в Мали во время колониального правления более века назад, так называемое «рабство по происхождению» все еще сохраняется.

Многовековые исторические иерархии разделили общины на различные социальные касты, такие как дворяне, вожди, ремесленники и рабы, которые находятся на нижней ступеньке общества и просто унаследовали свой статус от своих порабощенных предков.

Даже во времена относительного мира жизнь порабощенных людей строго контролируется в феодальных общинах. Им нельзя становиться мэром или главой деревни, владеть землей и даже вступать в брак вне своего сословия. Во время празднований, таких как свадьбы или дни рождения, рабы служат дворянам, забивая животных и готовя еду. По словам потомков привилегированных семей рабовладельцев, эта традиционная практика является полностью добровольной. Но потомки рабов говорят иначе. Эксперты говорят, что они рискуют потерять свои дома и доступ к воде и земле в случае протеста против этой практики.

В период с 2018 по начало 2021 года более 3000 человек, которые были потомками рабов, были насильственно перемещены в Кайес. По оценкам известной антирабовладельческой организации «Гамбана», в регионе проживает 200 000 таких людей.

Диагили Кануте, руководитель группы «Гамбана» («равенство» на местном языке), сказал, что те, кто отвергает эту практику, подвергаются остракизму. «Вы либо должны смириться с рабством, либо покинуть деревню», — сказал Аль-Джазире Кануте, который раньше сам был рабом.

Однако нарушение этих социальных норм обходится дорого. Нападения на тех, кто бросает вызов традиции, становятся все более частыми в последние годы, а в социальных сетях появилось несколько видеороликов о мужчинах, которых публично избивали и унижали со связанными руками и ногами.

По данным ООН, в 2021 году в результате «варварских и преступных» нападений, связанных с рабством по происхождению, пострадало в два раза больше людей, чем в прошлом году. Эксперты ООН заявили, что только в Кайес зарегистрировали восемь нападений, отметив, что виновные редко привлекаются к ответственности, поскольку Мали конкретно не объявила эту практику вне закона.

В отличие от своих соседей Нигера, Сенегала и Мавритании, страна не ввела в действие законодательство, запрещающее рабство по происхождению. Через две недели после теракта в Кайесе министр национального примирения Мали Исмаэль Ваг посетил регион и сообщил, что были произведены аресты. Но активисты, выступающие против рабства, считают, что властям не хватает смелости положить конец этой практике, которая обеспечивает определенную степень безнаказанности преступников, продолжающих издевательства над теми, кого они считают рабами.

«Государство отрицает рабство», — сказал Абдулай Макко, основатель первой организации, созданной для борьбы с рабством в Мали.

Рабство по происхождению — лишь одна из многих проблем, с которыми сталкивается Мали. С 2012 года множество вооруженных групп, преследующих различные цели, распространили волны насилия в центральных и северных частях страны, терроризируя местные общины, а также используя извечную напряженность между различными этническими группами и вызывая глубоко укоренившееся недовольство.