Китай начал разработку надводных кораблей с ядерной силовой установкой
Тендер на разработку надводного корабля с ядерной энергетической установкой выставила Китайская генеральная ядерная энергетическая группа (CGN), 20 марта сообщает газета South China Morning Post.
В проектных требованиях указано, что длина корабля должна составлять 152 метра, ширина — 30 метров, максимальная осадка — 18 метров, водоизмещение — около 30 тысяч тонн.
Корабль должен быть оснащен двумя атомными реакторами мощностью 25 мегаватт и тепловой мощностью 200 МВт, которые должны позволить ему развивать максимальную скорость не менее 11,5 узлов.
Крайним сроком для подачи заявки на участие в торгах было 20 марта, при этом особо оговаривалось, что не будут приниматься предложения от фирм, расположенных за пределами материкового Китая.
В проекте не указано конкретное целевое назначение будущего корабля, обозначено что проект является «экспериментальной судовой платформой».
Военный эксперт Сун Чжунпин (Song Zhongping), комментируя характеристики проекта, высказал мнение, что будущий корабль похож на российские ледоколы.
В июне прошлого года государственная китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) также выставляла на тендер проект атомного ледокола с энергетической установкой из нескольких реакторов небольшой мощности.
Строительство первого китайского ледокола «Xuelong 2» было запущено в прошлом году. Корабль предназначен для проведения полярных исследований и экспедиций. По планам судостроителей, он должен быть спущен на воду, пройти все испытания и вступить в строй в конце 2019 года.
По мнению эксперта, наличие собственного ледокольного флота стратегически важно для Китая, поскольку позволит ему расширить свою деятельность в Северном Ледовитом океане.
Сун Чжунпин сказал, что если эксперименты с использованием ледоколов пройдут успешно, технология и опыт могут быть использованы для создания авианосцев следующего поколения. «Это судно позволит проверять и экспериментировать с технологиями», — заявил он.
Реакторы, которые будут установлены на заказанном CGN судне, относительно малы, но для кораблей большего водоизмещения их число можно будет увеличить. Именно такую компоновку имел первый в мире американский ядерный авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65), введенный в эксплуатацию в 1961 году — он имел восемь реакторов мощностью 150 МВт каждый.
Помимо авианосцев, ядерные реакторы могут быть установлены на других крупных надводных судах, как гражданских, так и военных. К ним относятся грузовые суда, научно-исследовательские корабли и суда слежения, такие как корабли класса Yuanwang, развернутые на больших расстояниях для отслеживания спутников, передачи космической связи и наблюдения за запусками межконтинентальных баллистических ракет, сказал Сун Чжунпин.
Напомним, в составе ВМС КНР на данный момент нет ни одного надводного корабля с ядерной энергетической установкой, только подводные лодки. В авианосную группировку пока входит только один корабль — купленный у Украины недостроенный советский ТАВКР проекта 1143.6 «Варяг». Корабль был достроен, модернизирован и под именем «Ляонин» введен в состав ВМС КНР в 2012 году. Преимущественно используется как учебный корабль.
В 2015-м году был заложен второй авианосец для ВМС КНР проекта 001A. Он сейчас находится на завершающих этапах введения в эксплуатацию и в скором времени войдет в боевой состав. Конструкция собственного проекта авианесущего корабля в значительной степени повторяет советский проект 1143.6 с различными модификациями и улучшениями для удовлетворения современных требований.
К 2030 году Китай рассчитывает иметь в составе своих ВМС четыре авианесущих корабля.