Россия и Иран по-разному расставили приоритеты на переговорах
Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан и глава российского МИД Сергей Лавров по-разному расставили приоритеты региональной политики в ходе переговоров в Москве 6 октября, сообщает «Коммерсант».
Амир Абдоллахиан впервые прибыл в Москву. Он отметил о приоритете сотрудничества с Россией во внешней политике своей страны. В качестве приоритетных вопросов он обозначил ситуацию с Азербайджаном. Министр заявил о провокационности азербайджанско-турецких учений на Каспии. Кроме того, подчеркнул, что Иран против любых «изменений карты на Кавказе». «У нас есть серьезная обеспокоенность по поводу присутствия террористов и сионистов в этом регионе», — также отметил Абдоллахиан.
Ситуацию обострили и учения, и задержания иранских грузовиков военными Азербайджана и израильская военная помощь Баку. На это Иран ответил масштабными военными учениями на границе и запретом пересечения своего воздушного пространства для азербайджанских военных самолетов.
Сергей Лавров со своей стороны подчеркнул развитие торговых отношений стран, необходимость борьбы с терроризмом в Афганистане, противодействие COVID-19 и совместное производство вакцин.
Особо подчеркнул приверженность сторон заключению ядерной сделки. «Москва и Тегеран едины в том, что переговоры в венском формате должны быть как можно скорее возобновлены. Иранская сторона, как мне подтвердил коллега, к этому готова», отметил он.
Лавров также отметил, что надеется на позитивное сотрудничество с Ираном в рамках ШОС, куда страна была недавно принята, и в тесное сотрудничество стран в рамках ЕАЭС.
В отношении ситуации в Карабахе Лавров предложил формат сотрудничества «3+3». «Мы сегодня обсуждали инициативу по созданию формата „3+3“. У иранских друзей позитивное отношение, такое же отношение мы наблюдаем в Азербайджане и Турции, работаем с армянскими коллегами», — рассказал Лавров. Членами этой группы являются, Армения, Азербайджан и Грузия, а с другой стороны, три «больших соседа»: Россия, Турция и Иран.
Также Лавров напомнил своему иранскому коллеге, что, если иранцы хотят добиться невмешательства в дела Каспийского региона внешних стран, то необходимо ратифицировать «Конвенцию о правовом статусе Каспия», которая уже была подписана президентами России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана в августе 2018 года. Осталась ратификация.