Эксперт объяснил необходимость строительства «Северного потока — 2»

Растущий спрос на газ в Европе, перегрузка существующих газотранспортных систем и плохое состояние украинской газотранспортной системы вынуждают нас завершить строительство газопровода «Северный поток — 2», заявил экономист, заместитель генерального директора Института национальной энергетики, Александр Фролов 17 мая корреспонденту ИА Красная Весна.

Со стороны критиков «Северного потока — 2» одним из распространенных тезисов является то, что «Газпром» хочет нажиться на этом проекте, отмечает эксперт.

Согласно этому тезису, противники говорят, что «проект создает избыточные мощности, которые невозможно загрузить при нынешнем объеме поставок в Европу. Они говорят, зачем все это надо, если есть украинская газотранспортная система, которую мы недогружаем. Отсюда делается вывод, что „Северный поток — 2“ это попытка нажиться и освоить деньги», — отметил Фролов.

Необходимость строительства нового газопровода «Северный поток — 2» обусловлена тем, что украинская газотранспортная система сильно износилась, из-за чего ее нельзя нагружать на 100% своей мощности, а рост спроса на газ в Европе при этом растет.

Он обратил внимание на то, что «использовать украинскую газотранспортную систему на 100% мощности было бы еще дешевле строительства обходных путей».

Однако Украина не следит за своей газотранспортной системой и на предложения разделить ответственность за газопровод между Украиной, Европой и Россией ответила отказом: «Еще в 2002 году предлагалось создать консорциум, в рамках которого газотранспортной системой Украины владели бы три стороны: Россия, Европа и Украина. Соответственно Европа получила бы контроль над энергоносителями, Газпром получил бы контроль над каналом поставки в Европу и гарантию сохранности своих инвестиций, а Украина получила бы инвестиции в свою газотранспортную систему и гарантию ее загрузки. Но тогда Ющенко, Тимошенко и другие люди стали кричать, что „распродают национальное достояние“ и консорциум был сорван».

Именно после отказа Украины разделить ответственность за газотранспортную систему пошли разговоры о необходимости строить обходные пути, отметил экономист.

Между началом возведения первого «Северного потока» и отказом Украины разделить ответственность за газопровод, который проходит через ее территорию, прошло 7 лет, за которые произошли несколько газовых кризисов. После них стало ясно, что нужно срочно возводить обходные пути.

«Стало ясно, что украинцы не ремонтируют свою газотранспортную систему, и возникают новые риски возникновения порывов в трубах и в целом выхода из строя всего оборудования», — отметил экономист.

По словам Фролова, предполагалось, что газопроводы в Европу: «Северный поток», мощностью 55 млрд кубометров в год, «Южный поток», мощностью 63 млрд, «Голубой поток», мощностью 16 млрд, газопровод «Ямал — Европа», мощностью 33 млрд, смогут полностью перекрыть возможности газотранспортной системы Украины.

«Однако вместо „Южного потока“ на 63 млрд кубометров пришло строить „Турецкий поток“ на 31,5 млрд. А после того как Польша отказала в более дешевом варианте строительства второй ветки газопровода „Ямал — Европа“, пришлось реанимировать более дорогой проект „Северный поток — 2“, который рассчитан еще на 55 млрд кубометров газа», — рассказал эксперт.

Он также отметил, что «сейчас из-за роста спроса на наш газ в Европе, который был в последние три года, газопровод „Северный поток“ работает более чем на 100% своей мощности. Это еще одна причина, по которой строительство „Северного потока — 2“, должно быть, завершено», — подытожил экономист.

Напомним, 16 мая конгресмен США из Техаса пригрозил госкорпорации «Газпром» введением санкций, если будет достроен газопровод «Северный поток — 2».