Российские металлурги пожаловались на Казахстан

Павел Степанович Усачев. Металлургический комбинат. 1950-е
Павел Степанович Усачев. Металлургический комбинат. 1950-е

Казахстан наращивает поставки стального проката на переполненный российский внутренний рынок, сообщил «Коммерсант» 12 октября со ссылкой на свои источники.

Так в июле было поставлено 150 тыс. тонн проката. Причем товар продавался по заниженным ценам. Это негативно сказывается на российских металлургах, которые не могут поставлять прокат в Европу и вынуждены поставлять стать в Азию с колоссальными затратами на транспортировку.

Причем Казахстан в июле увеличил втрое в месячном выражении поставки проката. В абсолютном выражении объем поставок за июль горячекатаного, плоского холоднокатаного проката и плоского проката с покрытиями составил 150 тыс. тонн. Экспорт из Казахстана в Россию только горячекатаного проката вырос также втрое, до 95 тыс. тонн. В годовом выражении увеличение поставок в июле проката выросло на 30%.

В Россию сталь исторически ввозит «АрселорМиттал Темиртау» из-за выгодного транспортного положения. В 2021 году предприятие изготовило 3,4 млн тонн стали, большая часть которой 2,6 млн тонн ушла на экспорт, в том числе 1,6 млн тонн в РФ. Больше половины продаж в России составляет горячекатаный прокат. В зависимости от удаленности регионов основная часть казахстанского импорта 60% поставлялась в Сибирь и на Урал, но поставки осуществлялись и дальше на запад, 27% приходится на Центр и Поволжье.

В мае ArcelorMittal решила остановить экспорт в Россию из-за начала спецоперации на Украине, но в июле фирма возобновила поставки. По оценкам источников доля Казахстана в общем импорте проката в Россию составляет 64% в августе против 47% в январе—феврале.

Поставки из Казахстана осложняют и так тяжелое положение российских металлургов. Казахстан дает на сталь цены ниже рыночных. И это обостряет конкуренцию на российском рынке, куда отечественные металлурги перенаправили поставки после потери европейского рынка из-за санкций. На Азию довольно сложно переориентировать поставки из-за увеличения транспортных издержек: маршрут от завода до портов Северо-Запада или Юга РФ составлял около 1,5 тыс. км, то до дальневосточных портов ехать по переполненному Восточному полигону приходится 9 тыс. км.

Российские металлурги обращались в правительство РФ, чтобы оно помогло решить проблему с казахстанской сталью. Но реакции не было. Возможно, начало расследования в отношении импорта. Подобное расследование начиналось в 2017 году, но расследование закончилось на уровне консультаций.