Академик назвал пять самых серьезных ЧП в пилотируемой космонавтике
Взрыв на корабле «Аполлон-13» при полете к Луне, спасение неуправляемой орбитальной станции «Салют-7», таран станции «Мир» грузовым кораблем «Прогресс» и отказ компьютеров на модуле «Звезда» вошли в пятерку самых серьезных ЧП в пилотируемой космонавтике по мнению академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, 11 июля передает РИА Новости.
Железняков напомним, что «Аполлон-13», будучи третьим по счету кораблем, который отправился к Луне с целью высадки астронавтов на ее поверхность, стартовал 11 апреля 1970 года. Посадка на Луну планировалась на 15 апреля, но за два дня до этого на корабле взорвался кислородный бак и от этого отказали две из трех топливных батарей, питающих системы модуля. Это автоматически отменило посадку на Луну. Корабль 17 апреля благополучно приводнился в Тихом океане.
Следующий случай произошел с орбитальной станцией «Салют-7». С ней была потеряна связь в феврале 1985 года. Без команд с Земли она перестала подзаряжать батареи на Солнце и ее система электропитания обесточилась, 20-тонная станция стала неуправляемой.
Для ее спасения в июне были отправлены опытные космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных на корабле «Союз Т-13». Экипаж провел ручную стыковку корабля с вращающимся «Салютом». Из-за холода космонавты в первое время спали в теплых спальных мешках в «Союзе», а на «Салюте» работали в теплых комбинезонах и пуховых шапках. Тем не менее они методично восстановили функционирование станции, наладили ее связь с Землей.
Следующее ЧП произошло в 1988 году после расстыковки от станции «Мир» корабля «Союз ТМ-5» для возвращения на Землю. Для экономии топлива от корабля был отсоединен бытовой отсек. Но двигатель «Союза» не включился для схода с орбиты. Он заработал в нерасчетное время, что грозило приземлением в Китае.
Кроме этого, заработали датчики, отвечающие за отделение спускаемого аппарата, где находился экипаж, от отсека с приборами и двигателем. Если бы разделение произошло, то космонавты остались бы без средств спуска с орбиты. В последний момент космонавт самостоятельно выдал команду на запрет разделения. Космонавты справились со сложностями и успешно вернулись на Землю.
Очередное ЧП произошло в июне 1997 года, когда при ручной стыковке грузовой корабль «Прогресс М-34» протаранил модуль «Спектр» станции «Мир». Экипаж спас станцию, закрыв люк в разгерметизированный модуль.
Последнее ЧП, которое привел Железняков, произошло в июне 2007 года. Тогда в модуле «Звезда» Международной космической станции отказали все бортовые управляющие компьютеры. Без них стало невозможно управлять системами российского сегмента станции, рассматривалась возможность эвакуации экипажа.
Космонавтам удалось запустить компьютеры. Позже выяснилось, что российский прибор, который обрабатывает команды, был залит водой. Космонавты нашли влагу и коррозию не только на приборе, но и на кабелях. К этому привел конденсат от работы расположенной рядом системы кондиционирования воздуха. Прибор был заменен новым, который доставили кораблем «Прогресс».