Условия альянса США и Австралии необходимо пересмотреть — Strategist
Альянс США и Австралии в новых глобальных условиях требует кардинального пересмотра, пишет эксперт Центра стратегических и оборонных исследований при Австралийском национальном университете Эндрю Карр в статье, опубликованной 18 февраля в The Strategist.
По словам Карра, Канберре нужно по-новому посмотреть на Тихоокеанский пакт безопасности (ANZUS), включающий США, Австралию и Новую Зеландию. Его суть проста: Австралия оказывает финансовую и политическую поддержку пакта, а также предоставляет США разведданные, тогда как Вашингтон, также предоставляя разведывательные данные, дает «имплицитные» гарантии безопасности Зеленого континента. Эту договоренность автор называет «моделью Роберта Мензиса» по имени бывшего премьер-министра Австралии.
«И хотя она [модель] функционирует ситуативно и слабо обличена в соответствующие институты, она хорошо служила обеим сторонам в течение последних семи десятилетий», — отметил автор.
Тем не менее, после того, как Карр несколько месяцев участвовал в работе экспертов, изучавших в Вашингтоне альянс США и Австралии, он пришел к выводу о том, что эта модель в последние годы показала себя не столь эффективно.
«Это не означает, что альянсу что-либо угрожает. Напротив, это лишь признание того, что и Австралия, и США, а также окружающая их среда меняются, поэтому перемены должны произойти и в тех обязательствах, которые стороны дали друг другу», — добавил он.
Карр отмечает, что свои предложения по пересмотру альянса США и Австралии он планирует опубликовать в ряде статей, в рамках которых он затронет такие аспекты сотрудничества с Вашингтоном, как цели обеих сторон. В частности, сходные ли они или могут противоречить друг другу.
Так, среди сфер, в которых Канберре стоит пересмотреть свои взаимоотношения, Карр называет стремление США к доминированию в Азии, сложившийся статус-кво в международных институтах, вопрос Тайваня, а также дислоцирование австралийских войск за пределами Азии.
«Австралия очень многое выиграла от американского доминирования [в Азии]. Нам оно очень нравится, но оно не является жизненно важным стратегическим интересом для нас», — подчеркнул Карр, объясняя, что Канберра не стала бы воевать за сохранение доминирующего положения США в регионе.
При этом такая ситуация сложилась не сегодня: уже в 1970-х годах Канберра положительно оценивала экономический рост КНР, которому она способствовала.
Когда дело доходит до противостояния США и КНР в области создания крупных международных структур, Канберра демонстрирует поддержку Вашингтона на словах, но не отказывается от участия в таких организациях, как китайский Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
«Австралия хотела бы, чтобы Тайвань мог всегда оставаться независимой демократией, но сложно представить себе, чтобы Австралия стала предпринимать какие-либо шаги для его защиты», — продолжает Карр, отмечая, что во многом определяющим будет контекст.
Так, ничем не спровоцированная агрессия Коммунистической партии Китая упростила бы задачу Канберре. Тем не менее, Карр обращает внимание на то, что вооруженные силы страны плохо подходят для защиты или освобождения острова.
Наконец, актуален вопрос присутствия австралийских военных на Ближнем Востоке. Канберра не идет на их вывод, по всей видимости, с тем, чтобы не провоцировать ярость администрации президента Дональда Трампа и других фанатиков в Вашингтоне.
«Мы желаем региону всех благ, особенно таким государствам, как Израиль. Тем не менее, как четко указывалось в оборонном аналитическом докладе 2016 года, мы переносим основной фокус наших оборонных затрат и внимания ближе к дому», — подчеркнул Карр.
В заключении автор указывает на то, что, хотя часть выдвинутых им предложений и вызовет недовольство читателей, если согласиться с тем, что характер отношений между Канберрой и Вашингтоном меняется, тогда очевидно, что необходим пересмотр альянса.
Отметим, что значительным фактором во внешней политике Зеленого континента является Китай, который, благодаря своему экономическому росту, выходит на первый план и в международных отношениях. Такое развитие событий беспокоит не только официальный Вашингтон, но и власти Австралии, которые неоднократно высказывали обеспокоенность возможностью вмешательства Пекина в свои внутренние дела.