В США вышла книга об ученом, который изучал возможность пересадки головы
Пересадка головы человека возможна, и даже, вероятно, с большим процентом успешных операций, чем у обезьян, заявила американский историк медицины Бренди Шилес 3 марта в интервью Wired о ее новой книге.
Бренди Шилес написала книгу «Мистер Смиренный и Доктор Мясник» («Mr. Humble and Dr. Butcher»). В этой книге описывается жизнь и деятельность американского ученого-нейрохирурга Роберта Уайта, который во времена холодной войны проводил огромное количество опытов на обезьянах с целью пересадки головы от одного примата другому.
Журналист отметил, что Уайт смог провести пересадку головы обезьяне в 1970 году так, чтобы мозг остался жив:
«Итак, самое странное в этой истории заключается в том, что пересадить голову все-таки можно. Мол, это не вопрос. Мы можем это сделать. Проблема в том, что процент вероятности успеха такой операции невелик. Со многими обезьянами ничего не вышло — таких насчитываются сотни», — ответила Шилес.
Историк медицины также рассказала, как, на ее взгляд, Уайт оценивал возможности пересадки головы человека:
«Я думаю, Уайт полагал, что на человеке эти хирургические методы будут использоваться более успешно, потому что появляются объекты большего размера и оперировать будет легче, да и сделать всё можно быстрее. На самом деле Уайт был совершенно уверен, что операция по пересадке головы человеку будет более успешной, чем пересадка головы обезьяне. Но риск для жизни человека в хирургии все еще присутствует».
Шилес также рассказала, что пережившие трансплантацию головы обезьяны остались обездвижены. Но, по ее словам, Роберта Уайта это не интересовало, так как его интересовал больше вопрос сохранения человеческой души. Ученый полагал, что душа находится в мозге, и что при его пересадке на другое тело получится перенести и душу человека.
«Роберт Уайт — глубоко верующий католик. Он поддерживал дружеские отношения с папой Иоанном Павлом II, а это не каждый мог себе позволить. Уайт действительно верил, что его опыты с обезьянами помогут осуществить нечто вроде пересадки человеческой души, что, следовательно, в некотором смысле могло бы доказать существование души как таковой… Он думал, что, сохраняя мозг, тем самым спасает души, и поэтому тело в некотором смысле интересовало Уайта в меньшей степени».
Шилес рассказала, что Уайт столкнулся и с неприятием его экспериментов со стороны защитников прав животных в связи с операциями на обезьянах, и с неприятием его экспериментов и взглядов в профессиональном сообществе, и в целом. Когда Уйта номинировали на Нобелевскую премию за разработку технологии охлаждения спинного мозга, номинировавший на премию Уйата человек заявил: «Может, больше не будем говорить про обезьяньи головы? Давай на этом успокоимся».
На Западе регулярно обращаются к теме бессмертия, в особенности для сильных мира сего. Так, например, на экраны кинотеатров в 2015 году вышел американский фильм «Вне себя» (Selfless). Там крайне обеспеченный представитель Нью-Йоркской бизнес-элиты узнает, что смертельно болен, и пользуется услугами некой компании, которая предоставляет возможность перенести сознание олигарха в тело молодого мужчины, тем самым продлив свою жизнь. Но, поскольку технология эта не приветствовалась обществом, ему предлагается жить дальше не под своим именем.
И подобных фильмов достаточно много. Не говоря уж о романе, написанном в 1818 году Мери Шелли, «Франкенштейн, или Современный Прометей», который оставил огромный след в западной культуре. Но это всё художественные произведения, а здесь речь идет о реальных операциях, которые Роберт Уайт готовился проводить на людях и сотнями проводил на обезьянах.
В книге Шилес о нейрохирурге Роберте Уайте также говорится, что Уайт вел переговоры с парализованным 45-летним достаточно обеспеченным американцем, Крейгом Ветовицем, которого идея пересадки его мозга в «тело получше» воодушевляла. Операцию так и не провели, но сама идея сохранилась.
Классическая религиозная этика в христианстве подразумевала запрет на подобного рода эксперименты. Считается, что душа бессмертна и после жизни продолжает существование в ином мире. Желание задержать ее в здешнем мире искусственно идет вразрез с подобными представлениями.
Однако вместе со стремительными угасанием религиозных чувств в христианском мире описанные моральные запреты всё меньше сдерживают иные религиозные представления о душе, потустороннем мире и о роли человека в нем. А стремительное развитие технологий, в том числе и медицинских, видимо, в скором времени позволит проводить и те операции, о которых говорится в книге Шилес.