В Японии растет безразличие к неравенству в образовании
Большую статью, посвященную восприятию японцами неравенства в области образования, 5 февраля опубликовал информационный портал nippon.com.
Когда-то японцы считали, что все дети заслуживают одинакового доступа к образованию. Однако все большее число родителей считают «естественным» или «неизбежным», что доход семьи диктует возможности доступа к образованию. Право на качественное высшее образование становится наследственным, поскольку национальные правительственные учреждения Японии заполнены выпускниками Токийского университета, чьи дети стабильно переходят из элитных подготовительных школ в тот же университет.
Анализу реакции японского общества на данную тенденцию посвящена статья Тачибанаки Тосиаки — профессора экономики Киотского университета, автора книг «Экономика образовательного неравенства» и «Социальная поляризация» — перевод которой ИА Красная Весна публикует ниже.
Японское общество заметно расслоилось. Неравенство в доходах растет, и люди, похоже, признают, что общество разделено между богатым и все более увеличивающимся бедным классом.
Мы должны понимать, что неравенство проявляется не только в неравенстве доходов или в том, что мы называем неравенством результатов, но и в неравенстве возможностей. Таким образом, при решении проблемы неравенства в целом мы не должны игнорировать роль возможностей, таких как доступность образования или неравенство в найме или продвижении по службе. Я же сосредоточусь на проблеме неравенства в образовании.
Чтобы правильно понять этот вопрос, лучше всего начать с общепринятого мнения о том, что доступ детей к возможностям получения образования не должен отличаться в зависимости от дохода родителей. Большинство людей согласятся с тем, что если ребенок, проявляющий академические способности и мотивацию, не может поступить в колледж из-за отсутствия финансовых средств, это является примером неравенства возможностей. Также широко распространено мнение, что неравенство в возможностях получения образования неприемлемо.
Многие государства создают стипендиальные или иные системы помощи именно для того, чтобы позволить детям из малообеспеченных семей попасть в университеты. Даже в Соединенных Штатах, где существует серьезная проблема с неравенством доходов, существует консенсус в отношении того, что люди должны иметь доступ к надлежащему образованию в качестве отправной точки в жизни, поэтому их система помощи в обучении разработана не в пример лучше, чем в Японии. Преобладающая идея состоит в том, что, как только человек получает образование и вступает во взрослую жизнь, любое неравенство доходов возникает в результате индивидуальной трудовой этики и производительности, в соответствии с экономическими принципами.
Япония также традиционно отдает большое предпочтение равенству в области образования, хотя и не на уровне Соединенных Штатов. Японский подход имеет тенденцию к отказу от системы стипендий в пользу сохранения низкой платы за обучение в государственных школах. Это делается для того, чтобы дети из малообеспеченных семей могли легче попасть в среднюю школу и университет. Этот факт, по-видимому, свидетельствует о том, что японское общество считает важным равный доступ к возможностям получения образования.
Однако фактическая тенденция в обучении, по-видимому, противоречит сказанному. 50 лет назад плата за обучение в национальных государственных университетах составляла около 12 000 иен в год, но 25 лет назад эта сумма выросла до 200 000 иен, а сейчас она составляет 530 000 иен, что делает университет недоступным для семей с низкими доходами. Более совершенная система стипендий облегчила бы этот вопрос, но Япония отстает от других развитых стран в этой области. Такой рост платы за обучение представляет собой фактический барьер для обеспечения равенства возможностей в области образования, и японцы осознают это все отчетливее.
На приведенной ниже диаграмме показаны мнения родителей о неравенстве в образовании. Она показывает изменение ответов на вопрос: «Что вы думаете о тенденции к улучшению образовательных возможностей для детей из семей с высоким уровнем дохода?»
Еще в 2018 году 9,7% респондентов считали, что для богатых детей было «естественно» иметь доступ к более качественному образованию, а 52,6% сказали, что это «неизбежно», то есть в общей сложности 62,3%, похоже, полагают, что образовательное неравенство в какой-то степени приемлемо.
В 2004 году этот показатель составлял 46,4%. Всего за 14 лет этот показатель увеличился на 15,9 процентных пункта, что отражает значительное изменение числа людей, согласных с неравенством в сфере образования. На графике не видно, как демографы воспринимают это неравенство, но в целом кажется, что многие из них живут в семьях с более высоким уровнем дохода, в крупных городах, и сами являются выпускниками университетов. Те, кто ответил: «Это проблема», относятся к людям, живущим в небольших городах или сельских районах, не имеющим университетского образования, но имеющих низкий доход.
Большинство людей в Японии когда-то придерживались идеи, что образовательные возможности должны быть открыты для всех, потому что высшее образование может привести к лучшей занятости после окончания учебы. Это привело бы тогда к более высокому потенциалу дохода и, таким образом, к выгоде для экономики в целом. Почему люди перестали верить в равные возможности?
Я думаю, что есть несколько возможных объяснений. Во-первых, японские родители все меньше интересуются зарубежным опытом воспитанием детей, хотя я бы не стал утверждать, что они заботятся только о своих собственных детях. Тот факт, что большее число детей, имеющих доступ к высшему образованию, коррелирует с более высокой национальной производительностью и, следовательно, с более сильной национальной экономикой, кажется не трогает их.
Во-вторых, успешные родители, которые сами имеют высшее образование и более высокие доходы, желают того же для своих собственных детей и в конечном итоге рассматривают право на образование как наследственное.
В-третьих, все больше и больше людей считают, что предоставление образовательных возможностей детям с меньшими способностями или более низкой мотивацией, может быть пустой тратой школьных ресурсов.
В-четвертых, вполне вероятно, что многие родители, живущие в бедности, настолько сосредоточены на работе, что у них нет никаких эмоциональных или умственных резервов, чтобы думать об образовании своих детей. А без денег, необходимых для того, чтобы отправить своих детей в школы интенсивной подготовки, их дети сами борются за достижение высоких результатов в учебе.
Эти четыре причины в совокупности способствовали тому, что большинство родителей в Японии считают, что неравенство в возможностях получения образования или само неравенство в образовании неизбежно. Конкретный результат этого явления заключается в том, что сейчас мы живем в эпоху, когда дети из семей с высокими доходами просто получают лучшее образование, чем дети из семей с низкими доходами. Вполне символично, что это отражается на картине детей, посещающих Токийский государственный университет. Большинство из них — из очень богатых семей. Не так давно считалось общепринятым, что дети из бедных семей имеют возможность попасть в государственные университеты Японии, но те времена прошли.
По правде говоря, одной из конкретных причин такого образовательного неравенства является уникальная культура школ в Японии и Восточной Азии. Дети, которые учатся в начальной школе, как правило, живут в больших городах и происходят из семей со средним или высоким уровнем дохода. Дополнительная помощь школ интенсивной подготовки дает результаты более высокой успеваемости на вступительных экзаменах и, следовательно, доступ к лучшему высшему образованию. Поскольку бедные семьи не могут позволить себе отправлять своих детей на подготовительные курсы, их школьная успеваемость страдает. Более подробно я разбираю этот вопрос в своей книге «Экономика образовательного неравенства».
Японский вариант школ интенсивной подготовки не существует на Западе, и фактически сама их концепция часто рассматривается западными наблюдателями как попытка компенсировать недостатки в государственных образовательных учреждениях Японии. Самый эффективный способ улучшить качество образования в Японии — это уменьшить количество классов в государственных школах и повысить качество учителей. Конечно, это потребует огромных инвестиций в государственное образование, но дело в том, что доля инвестиций Японии в образование в ВВП в настоящее время намного ниже, чем у большинства развитых стран. Считаю, что первым шагом для Японии необходимо увеличить государственные расходы на образование, с тем чтобы японские дети вновь могли иметь равный доступ к возможностям получения образования.