В ФРГ опубликовали семь заповедей постиндустриального рабочего рынка
Решить проблему «ненужного» человека в эпоху автоматизации могут только семь заповедей организации рабочего процесса. К такому выводу пришел главный международный Фонд имени Конрада Аденауэра 19 февраля в статье Урсулы Нотелль-Вильдфойер под названием «Работа 4.0 — Христианско-социально-этнические примечания к процессу дигитализации».
Новая индустриализация и замещение работы человека компьютером несут не только существенный потенциал для человечества, но и существенные вызовы, считает Урсула Нотелль-Вильдфойер. Главная проблема — возможные массовые потери рабочих мест и соответственное «обнищание» человека в социальном плане. Проблему новой индустриализации, по мнению Фонда имени Конрада Аденауэра, можно охарактеризовать цитатой австрийского эконома Джозефа Шумпетера, назвав «процессом творческого разрушения». «Творческого», так как постоянно в «корне» обновляется экономическая система. Но при этом «разрушается» главное — человеческое достоинство.
В качестве решения этих проблем Фонд предлагает, со ссылкой на публикацию «Caritas in Veritate» 265 папы римского Бенедикта, семь заповедей организации рабочего рынка: свобода выбора работы, возможность принять участие в социальной жизни, справедливая зарплата, работа должна обеспечить семью, работа должна позволять рабочим организовываться вокруг определенных идей, после работы человек должен иметь возможности воплощать в жизнь свои способности и работа должна обеспечить достойную жизнь в пожилом возрасте. Только соблюдение этих правил, по мнению Урсулы Нотелль-Вильдфойер, предоставит возможность «пробудить» потенциал человека.
Напомним, что Фонд имени Конрада Аденауэра был создан в 1955 году. Он был призван продолжить работу первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра для обеспечения демократии во всем мире. Он является одним из главных немецких международных мозговых центров. Публикации Фонда не ограничиваются только экономическими текстами, но связаны со всей общественно-политической тематикой ФРГ, такой как, например, анализ «поствзрослости» как нового рода семейных отношений.
Очень характерно, что главный Фонд ФРГ адресует решение проблемы «лишних людей» к религиозным заповедям. И объясняет это необходимостью продолжения истории человечества. То есть сегодня уже мало кто обсуждает проблемы капитализма только лишь с материальной стороны. Главная проблема в другом — такого рода аппеляция к католическим ценностям и некий синтез постиндустриализма и католицизма возможен только в западной части Европы. А как быть с Россией? Один из главных факторов русской жизни — это православие. А какой синтез общественного строя в России вообще возможен, если в ней преобладает большая интернациональность и достаточно большое присутствие всех мировых религий? Такой проблемы нет у ФРГ. Но и в России был опыт, который сумел сплотить народы вокруг определенной идеи. Только почему на Западе эти идеи развиваются, а в России от них полностью отказались? И возможно ли развитие за пределами тех советских идей, которые как раз и двигали историческое развитие России в XX веке?