1. Война идей
  2. Внутренняя политика Израиля
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: ранний Израиль был почти коммунистическим

И. Н. Крамской. Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861
И. Н. Крамской. Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861

Изначальной основой государства Израиль были коммуны. Об этом рассказал политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 26 июля в передаче «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».

По словам Кургиняна, каркасом раннего израильского государства в 1950-х–60-х годах были кибуцы, которые фактически представляли собой коммуны. Но так называемое разоблачение «культа личности» Сталина, обнародованное Хрущёвым на XX съезде КПСС, привело к идеологическому расколу в израильских коммунах.

«Кибуцы — это были коммуны, буквально, коммунистические (я еще посещал ряд таких коммун), которые после 1956 года делились на те, где висели портреты Ленина и Сталина, и где висел только Ленин. XX съезд породил этот раскол в движении кибуц. Старики не могли не молиться на Сталина по-прежнему, молодежь начала больше клониться в сторону Ленина, и в семьях не разговаривали друг с другом, когда задевалась проблема Сталина», — рассказывает политолог.

Кургинян подчеркивает, что именно в кибуцах израильтяне собирались построить коммунизм советского образца.

«В кибуцах было заявлено, что все мечты советского коммунизма будут реализованы: новый человек, другой образ жизни, совершенно другое воспитание детей, община и всё прочее, — и они яростно двинулись в эту сторону», — добавляет лидер движения «Суть времени».

В качестве примера такой идеологии философ приводит слова начальника генерального штаба Израиля, который еще в 1960-х годах мог сказать своим подчиненным: «Сегодня совещание генерального штаба проводиться не будет, потому что я работаю на кухне в кибуце, и это запрещено, кухню нельзя покидать».

Кургинян отмечает, что со времен своего создания Израиль сильно эволюционировал в сторону капитализма, и за это время его население превратилось в потребительское общество рынка.

«Кибуцное движение имело большое значение внутри самого Израиля достаточно долго. Переход Израиля на рыночные, капиталистические, отчасти гедонистические рельсы, был очень поздним», — резюмирует политолог.