Каков план Эрдогана по захвату Кипра? — обзор
Есть две основные причины, по которым президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил вновь открыть Варошу, также известный как «город-призрак» в Турецкой Республике Северный Кипр (не признана на международном уровне), 21 июля говорится в обзоре Sky News Arabia.
Отмечается, что, по мнению наблюдателей, это две причины: использование города в качестве разменной монеты для западных держав и рост национализма внутри Турции.
Вароша — город на востоке Кипра, заброшенный почти полвека, то есть со времен турецкого вторжения на средиземноморский остров в семидесятых годах прошлого века. В 1983 году была провозглашена непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра.
Жители города покинули свои дома и предприятия после того, как его захватила турецкая армия, поскольку они — греки-киприоты — предпочли эмигрировать, чтобы не подчиниться туркам. В то время их было около 50 тысяч.
С тех пор Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН издали несколько резолюций, в которых считалось, что Вароша должна оставаться пустой и закрытой, поскольку ее политическая собственность и собственность на недвижимость принадлежит законному государству Кипр до тех пор, пока кипрский вопрос не будет решен путем переговоров.
Так, согласно резолюции СБ ООН от 1984 года, Вароша должна оставаться нетронутой до возвращения туда потомков изгнанных греко-кипрских собственников.
Но Эрдоган сделал 20 июля провокационное заявление во время его визита в районы, контролируемые турецкой армией на Кипре.
Международное осуждение
Позиция Эрдогана была встречена международным осуждением, США и Франция призвали осудить позицию Турции и потребовали от Эрдогана соблюдать директивы резолюций ООН и Совета Безопасности.
Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с заявлением, осуждающим решение Турции, и заявил, что «решение по государству Северный Кипр, которое признано только Турцией и поддержано президентом Эрдоганом, является неприемлемой провокацией и несовместимо с обязательствами». Он подчеркнул, что данные обязательства взяты обеими сторонами в ходе двусторонних переговорных процессов и «предостерегают от любых односторонних шагов».
Со своей стороны глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан подтвердил поддержку Парижем законного государства Кипр, призвав во время разговора со своим кипрским коллегой как можно скорее поднять этот вопрос в ООН.
О том, что делает Турция сейчас
Стратегическую линию, которой придерживается Эрдоган в вопросе города Вароша, объяснила кипрский исследователь, специализирующийся на греко-турецких отношениях, Ревал Бансеносеф.
По ее словам, стратегическая линия — разделить остров на два государства и закрепить статус Турецкой Республики Северного Кипра. «В течение как минимум 3 лет Турция неустанно пыталась использовать механизм последовательного откусывания в решении кипрской проблемы, чтобы достичь того, что турецкая сторона считает единственным окончательным решением, а именно разделение острова на две части».
Она подчеркнула, что ровно год назад, во время ежегодного визита Эрдогана на остров, турецкая армия объявила об открытии побережья города для посетителей. Эрдоган подвергся некоторому словесному международному давлению, но продолжал как ему было угодно.
По мнению исследователя, в глубине души Эрдоган думает, что осуждения будут продолжаться до тех пор, пока Турция не сможет заключить своего рода торг с США и извлечь из этого выгоду.
Внутренние мотивы Эрдогана
Писатель турецкой оппозиции Семси Доган пояснил мотивы Эрдогана. По его словам, лидер Турции пробуждает эмоции турецких социальных и политических классов, затронутых националистическим популизмом, тех, кто обычно представляет электоральный вес, оцениваемый примерно в 25% электората. В связи с этим он осуществляет непрерывный политический шантаж против оппозиционных сил, чтобы предположить, что они симпатизируют внешней стороне.