Дистант — это «костыль» на время, заменить им «ноги» невозможно — интервью
О проблемах дистанционного обучения рассказал профессор РАН, доктор физико-математических наук, отец трех школьников Евгений Карпов 21 декабря в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Как вы относитесь к дистанционному обучению?
— Я считаю, что дистанционное обучение имеет право на существование в рамках получения дополнительного образования. Но оно не может быть заменой очному обучению ни в высших учебных заведениях, ни тем более в школе. Особенно оно недопустимо в начальной школе, где у детей нет еще ни дисциплины, ни мотивации.
Надо отметить, что эффективность дистанционного обучения может сильно меняться от предмета к предмету. Чему-то можно научить через устное общение, текст и демонстрацию роликов, а где-то необходимо работать руками, как, например, на физических, химических практикумах и лабораторных.
ИА Красная Весна: Вы как специалист в области теоретической механики можете рассказать, как студенты сдают усвоенный материал при дистанционном обучении?
— В прошлом семестре, когда был первый опыт таких экзаменов, те студенты, которые присутствовали на экзамене, продемонстрировали результаты выше среднего. Однако этот факт может быть результатом большего количества разных факторов. Первый фактор — потенциальные двоечники просто не пришли или были не допущены к экзамену. Раньше на очном экзамене такие люди приходили и пытались получить допуск непосредственно на месте, а при дистанционном экзамене такой возможности не было.
Второй фактор, скорее положительный, состоит в том, что студенты испугались строгости дистанционного экзамена и подготовились лучше, чем обычно. Поскольку их предупреждали, что из-за строгого регламента времени на вытягивание их на более высокие оценки не будет.
Один из вероятных факторов повышения результатов состоит в том, что проконтролировать доступ студентов к посторонним материалам или чьей-то помощи практически невозможно. Как бы не наблюдали кураторы за студентами, студенты всегда сидят лицом к монитору, а все шпаргалки могут быть на экране компьютера, в том числе могут быть и суфлеры. Однако, справедливости ради, отмечу, что студенты которые сдавали лично мне, довольно бойко отвечали на дополнительные вопросы и не создавалось впечатления, что им кто-то помогает.
Во время семестра участие студентов в учебном процессе контролируется сдачей задач по всем темам. Изначально я ожидал большего количества одинаковых переписанных под копирку задач, но этого не случилось.
ИА Красная Весна: Каковы основные недостатки дистанционной формы обучения?
— Такое обучение отнимает гораздо больше времени, поскольку необходимо преодолеть кучу технических деталей. Безусловно, обратная связь проходит гораздо быстрее при очной форме общения с преподавателем. Например, школьники на дистанте с утра до вечера вынуждены сидеть за компьютером, многократно превышая все медицинские нормы. Как и школьники, студенты в большинстве своем очень мало выходят на обратную связь, боятся «спросить какую-нибудь глупость». На очном семинаре, когда идет живое общение с этим проблем гораздо меньше.
Ведение семинаров в Zoom тоже не сильно помогает, потому что часто невозможно понять присутствуют студенты или нет. Общее впечатление о дистанционном преподавании складывается такое: в школе в старших классах оно как-то еще работает, но сильно перегружает учеников по сравнению с очным обучением. В младшей школе оно не только вредит здоровью детей, но и часто превращается в театр абсурда. Особенно хорошо это выражено на примере физкультуры, когда подвижные игры или упражнения заменяются на написание реферата по физкультуре.
В университете проку от дистанта несколько больше, поскольку обучающиеся условно взрослые люди, но при этом дистанционное обучение работает как некий «костыль», которым можно при возникновении необходимости пользоваться короткое время, но заменить им «ноги» невозможно.