Минобрнауки: воспитание в школе, конечно, нужно, но...
Одним из компонентов образования назвала воспитание глава Министерства образования и науки Ольга Васильева сегодня, 2 августа, в интервью «Известиям».
Министр перечислила нововведения, которые призваны повысить качество образования в средней школе. В частности, в школу планируется вернуть предмет астрономию и развивать систему бесплатных кружков — от шахматных секций до музыкальных. В ответ на замечание корреспондента, что всё это лежало в основе советского образования и было, вместе с воспитанием, утрачено в 90-е, Ольга Васильева сказала:
«Правильно, образование — это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи всё-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок — на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь».
При этом министр отметила, что школа должна помогать родителям в воспитании детей:
«Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом».
В то же время Ольга Васильева фактически ушла от вопроса о конкретных воспитательных инструментах:
— У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?
— Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное — любить.
В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток — как хрустальный сосуд.
— А в угол ставить на горох?
— Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.
Напомним, что проблема воспитания в современной школе стоит очень остро. Фактически, учителю запрещено не только применять какие-то меры дисциплинарного воздействия к ученикам, но даже делать им замечания. Всё это приводит к ситуациям, когда ученики, пользуясь своей безнаказанностью, срывают уроки, а учителя бессильно за этим наблюдают. В этой ситуации страдают и учителя, которые не могут приструнить хулигана, и дети, и родители, лишенные помощи школы в деле воспитания детей.