Китай оказался не готов к экспорту детских молочных продуктов
По мере замедления рождаемости в Китае страна может перестать быть ключевым мировым рынком детских смесей, и давление на производителей усилится. Об этом сообщили китайские производители 15 августа изданию Yicai.
Однако многие из них не планируют бороться за долю рынка за рубежом, говорится в материале.
В этом году число рождений в Китае может упасть ниже 8 млн человек, заявил в начале месяца на Всемирной конференции молочной промышленности Ли Шенгли, главный научный сотрудник полуофициальной Национальной системы молочной промышленности и технологий, ссылаясь на прогнозы.
По его словам, после достижения в 2016 году рекордного показателя в 18,83 млн человек число новорожденных за последние несколько лет снизилось.
Параллельно сокращается китайский рынок детских молочных смесей. Ожидается, что после пика в 900 тыс. тонн в 2018–2019 годах он сократится до 600-700 тыс. тонн в ближайшие несколько лет, заявил Ян Вейбин, председатель совета директоров Ausnutria Dairy, на корпоративном мероприятии в прошлом месяце.
Некоторые китайские производители, в том числе гонконгские H&H Group и Ausnutria Dairy, вышли на зарубежный рынок через свои существующие зарубежные заводы, хотя их продажи за рубежом составляют лишь небольшую часть от общего объема.
Kabrita, дочерняя компания Ausnutria по производству молочных смесей на основе козьего молока, реализует продукцию в Южной Африке и даже продала в прошлом году более 200 тыс. банок, по словам одного из руководителей Ausnutria. В этом году компания планирует увеличить инвестиции в Африку, добавил он.
Однако большинство китайских производителей молочных смесей не рассматривают возможность выхода на международный рынок. Руководитель крупного государственного производителя сказал Yicai, что не многие готовы осваивать африканский рынок, хотя на этом континенте большое количество новорожденных и есть потенциал для быстрого роста рынка.
Одной из причин их нежелания является огромный размер китайского рынка и их знакомство с ним, сказал руководитель, добавив, что другая причина заключается в том, что большинство китайских производителей молочных смесей не имеют опыта работы за рубежом.
Еще одним недостатком является стоимость сырого молока в Китае. Она довольно высока и будет влиять на конкурентоспособность китайских молочных смесей за рубежом наряду с более высокими общими затратами страны на исследования, разработку и контроль качества продукции, говорит Хэ Канхуэй, генеральный директор компании Tantoo, который в свое время занимался производством детских молочных смесей в Австралии.
Несмотря на более высокий уровень рождаемости в Африке, покупательная способность потребителей там ограничена, поэтому потенциал рынка еще предстоит подтвердить, отметил Сонг Лян, независимый аналитик молочной промышленности, добавив, что Юго-Восточная Азия, которая находится ближе к Китаю, вероятно, будет иметь лучшие возможности. Однако Юго-Восточная Азия также является ключевым рынком для международных молочных гигантов, поэтому китайские бренды столкнутся с жесткой конкуренцией, добавил Сонг.
В других странах также существуют свои законы и правила, регулирующие производство молочных смесей для детей младшего возраста, а также собственные спецификации продукции и маркетинговые модели, отмечают представители отрасли. По их словам, маркетинговые методы, используемые в Китае, могут не работать в других странах и регионах.
Китайские бренды, выходящие на зарубежные рынки, также должны будут приложить усилия для обеспечения культурной идентичности и интеграции в странах присутствия, а также создать конкурентоспособные местные команды продавцов, добавляют они.