Бывший подводник рассказал о единственном шансе «Титана»
Единственный крошечный шанс на спасение глубоководного батискафа «Титан» заключается в самостоятельных обдуманных действиях экипажа, способных поднять батискаф на поверхность, отметил 22 июня директор по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексей Исаков для ИА Красная Весна.
Эксперт (бывший подводник) пояснил, что несмотря на схожесть систем, «Титан» — именно глубоководный аппарат (батискаф), а не подводная лодка, а значит, его возможности для маневрирования в связи с отсутствием энергетической установки весьма ограничены в перемещении на большие расстояния в горизонтальной плоскости. Он напомнил, что батискаф предназначен исключительно для погружения на глубину.
Исаков отметил, что один из самых популярных батискафов, или глубоководных аппаратов в мировой истории, — швейцарский «Триест». Его достижением является погружение на дно Марианской впадины на глубину около 11 000 м.
Эксперт рассказал, что корпус поплавка «Триеста» имеет цилиндрическую форму, на носу и на корме установлены обтекатели, он изготовлен из стального листа толщиной 5 мм и судового набора, а двенадцать отсеков батискафа заполнены бензином, способствующем компенсации гидростатического давления внутри и снаружи. Его особенностью при такой компоновке является то, что металл испытывает только механические нагрузки.
Также он напомнил известные успешные погружения к «Титанику» режиссера Джеймса Кэмерона для съемок одноименного фильма на российском батискафе «Мир» в 1995 году. Исаков рассказал, что Кэмерон более 50 раз погрузился на глубину 3800 метров, чтобы передать реальную картину для съемок фильма о затонувшем корабле.
«Обращаю внимание, и „Триест“, и „Мир“ проходили огромное количество испытаний и специализированных сертификаций прежде, чем начать выполнять свое функциональное назначение — глубоководное погружение. Что касается „Титана“, то, к сожалению, широкой публике ничего не известно о прохождении им испытаний и сертификаций, позволяющим и допускающим глубоководные исследования. При этом он погрузился на глубину 3000 м с людьми!»
Опираясь на свой опыт офицера-подводника, эксперт предположил, что причиной происшествия могло стать не только пренебрежение нормами безопасности, но и замыкание электричества или физический зацеп аппарата, например, за части «Титаника».
«На сегодняшний день, насколько мне известно, в мире существует всего два батискафа со специальным оборудованием, которые могли бы поднять затонувший „Титан“. Вероятность того, что они успеют приплыть к месту нахождения пропавшего глубоководного аппарата, стремится к нулю. Ситуация осложняется тем, что воздуха у людей осталось только до конца четверга. Нам всем хочется верить в чудо, но, к глубокому сожалению, шансы на спасение крайне малы».
Исаков рассказал, что в деле спасения пропавшего батискафа встает вопрос и с определением радиуса поиска. Он напомнил, что спасатели для поиска используют гидроакустические буи, которые устанавливаются на равном расстоянии друг от друга и ищут сигналы, и даже если звук обнаружен, определить точное местоположение крайне сложно.
Кроме того, исходя из конструкции пропавшего «Титана», его люк прикручен 18 болтами, открыть которые можно только снаружи, однако такое действие на глубине приведет только к смертельным последствиям. Помимо этого, Исаков отметил, что для самостоятельного всплытия требуется резервный воздух, который, сейчас, скорее всего, используется для сохранения жизни.
«Остается ждать и надеяться, что члены экипажа смогут предпринять самостоятельные обдуманные действия и поднять батискаф на поверхность. Думаю, это их единственный крошечный шанс».