1. Экономическая война
  2. Закупки для Минобороны
Отрадное, / ИА Красная Весна

«Пелла» потребовала от Минобороны РФ 2 млрд руб. за уже переданное судно

Изображение: mil.ru
Новейшее опытное судно «Ладога»
Новейшее опытное судно «Ладога»

С иском к Минобороны России с требованием возместить затраты на строительство первого опытного исследовательского судна проекта 11982 «Ладога» в Арбитражный суд Москвы обратился Ленинградский судостроительный завод «Пелла», сообщает 7 декабря сетевое издание «47 news».

Иск зарегистрирован в Арбитражном суде Москвы 2 декабря. «Пелла» требует возместить 2 млрд руб., которые дополнительно к контракту потребовались уже после спуска судна «Ладога» на воду в связи с переделками, заявленными заказчиком.

Судно было спущено на воду в 2016 году и передано заказчику в 2018 году. Необходимость изменений была связана с недовольством военных некоторыми конструктивными особенностями и комплектацией, которые были выявлены в ходе эксплуатации головного судна серии «Селигер».

По словам заместителя генерального директора «Пеллы» Ильи Вайсмана, окончательная цена «Ладоги» выросла с 1,5 млрд руб. до 3,3 млрд руб. Данные изменения подтверждены тремя ведомствами Минобороны, протокол изменения цены подписан замминистра Алексеем Криворучко. Однако Федеральная антимонопольная служба не согласовала документ.

ФАС аргументирует тем, что контракт заключен в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ), в котором не предусмотрена возможность изменения цены. Как утверждает Вайсман, юристы ФАС «проявили полную некомпетентность», поскольку в законе «О гособоронзаказе» указано, что если контракт длится больше трех лет, и служба заказчика считает необходимым изменить его цену, то цена может быть изменена по решению правительства.

«Юристы ФАС порекомендовали обратиться в суд, мы обратились, а суд сказал: вы зря тратили время и деньги, вы должны написать в правительство с просьбой затребовать у Минобороны предложения и обоснования по изменению цены. Мы написали, а там отвечают: ну суд же вам отказал…», — сообщил Илья Вайсман.

Отмечается, что сначала «Пелла» пробовала компенсировать удорожание «Ладоги», пытаясь заставить Минобороны внести изменения в государственный контракт. Дело слушалось в закрытом заседании из-за сведений, содержащих гостайну. Третьим лицом в процессе выступала ФАС. Суд отказал, и летом 2021 года отказ вступил в законную силу.

Тогда судостроители пожаловались главе Ленинградской области Александру Дрозденко. Губернатор обращался в правительство России и представителю президента с просьбой урегулировать задолженность. Как сообщили в областном комитете экономического развития и инвестиционной деятельности, это обращение якобы «послужило основой для поручений профильным министерствам и ведомствам для урегулирования ситуации между заводом и заказчиком». Но ситуация не изменилась.

Новый иск «Пеллы» не содержит требований изменить что-либо в контракте 2013 года. Речь идет о прямом взыскании 2 млрд руб. с Минобороны России.

«Службы Минобороны и ФАС прикидываются, будто действуют по закону, а на самом деле они просто экономят деньги. Если бы это было обращение госкорпорации, наверняка, они бы не выпендривались <… > А сейчас они кричат: это ваши риски, вы должны были все учитывать, у вас должны быть оборотные резервные фонды на всё: на безграмотность ФАС, на безграмотность юристов Минобороны <…> Это чудовищная бюрократия в стране…», — заявил Вайсман.

Отмечается, что на конец 2020 года на судостроительном предприятии «Пелла» и его дочерних компаниях, зарегистрированных в Ленинградской области, трудились почти 2000 человек. В 2019 году налоги «Пеллы» и дочерних компаний превысили 1 млрд руб. В ноябре 2021 года сообщалось о четырехмесячной задержке зарплаты работникам ООО «Интро-Пелла» (дочерняя компания «Пеллы») общей суммой в 140 млн руб.