Украина на днях может остаться без топлива из-за ошибки правительства

Изображение: (cc) wilhei
Канистры с бензином
Канистры с бензином

Украину ждет коллапс на топливном рынке из-за нехватки дизельного топлива, если правительство не исправит две критические ошибки в техническом регламенте для светлых нефтепродуктов, заявила нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) 11 октября в обращении ассоциации, сообщает портал «Украинские новости».

«Чтобы избежать коллапса на топливном рынке и острого дефицита дизельного топлива для потребителей всех категорий, Нефтегазовая ассоциация обратилась к премьер-министру с просьбой немедленно исправить две критические ошибки, допущенные при внесении изменений в техрегламент для светлых нефтепродуктов», — подчеркнула ассоциация.

Речь идет о постановлении правительства № 967, принятом 23 сентября 2020 года. Там в тексте технического регламента с требованиями к автомобильному бензину, дизельному, судовому и котельному топливу были допущены ошибки, возможно, по каким-то техническим причинам.

«Были допущены две критические ошибки, которые могут спровоцировать коллапс на топливном рынке и создать острый дефицит горючего для Вооруженных сил, Госрезерва и других потребителей дизельного топлива»,  — отметила ассоциация.

В частности, из техрегламента был удален пункт, касающийся предельной температуры фильтруемости дизельного топлива, которая является одним из важнейших показателей для зимнего и арктического топлива.

По словам экспертов, без этого показателя невозможно сделать правильную оценку соответствия горючего требованиям техрегламента. Без этого, помимо практической стороны оценки качества топлива, по правилам нельзя оформить паспорт качества, который необходим для продажи топлива.

На практике это приведет к тому, что с 16 октября 2021 года поставщики не смогут продавать зимнее дизтопливо, а продажа летнего дизтоплива с этого числа будет запрещена в связи с окончанием летнего периода, который длится с 16 апреля по 15 октября.

Помимо этого, в измененный техрегламент была добавлена новая классификация бензина без содержания биоэтанола Е0.

«При этом, кроме описания такого бензина, необходимо было также прописать порядок его маркировки, чего не было сделано. В результате бензин Е0 как бы существует (есть его описание, требования к физико-химическим показателям и др.), а как он должен быть маркирован в паспортах качества, в техрегламенте не указано», — сообщили в ассоциации.

Это создало двусмысленную ситуацию, когда, с одной стороны, формально нельзя продавать такой бензин, а с другой — невозможно прекратить продажу безбиоэтанольного бензина, так как это создаст его острый дефицит для всех потребителей. Больше всего от прекращение поставок которого могут пострадать Вооруженные силы и Государственное агентство резерва, так как для долгосрочного хранения необходимо покупать исключительно чистый (безбиоэтанольный) бензин.

«С целью недопущения острого дефицита дизтоплива и бензина в стране, Нефтегазовая ассоциация призывает премьер-министра Дениса Шмыгаля и Министерство энергетики Украины до 15 октября 2021 года принять постановление, которое исправит ошибки в техрегламенте для светлых нефтепродуктов», — завершила свое обращение ассоциация.

Напомним, что с октября этого года Министерство экономики распорядилось увеличить границу максимальной стоимости бензина и дизтоплива.