Критики опасаются, что собор Нотр-Дам превратят в Диснейленд
Критику по поводу реставрации пострадавшего в пожаре интерьера собора Парижской Богоматери, который может стать похожим на Диснейленд, разобрал обозреватель издания The Art Newspaper 9 декабря.
Проект, разработанный представителями католической церкви и представленный ранее на видеоконференции священником собора Жилем Друэном, включил в себя понятия «обновления внутреннего пространства» собора, а также «плодотворный диалог с современным искусством».
Друэн изложил его основные пункты перед генеральным секретариатом организации «Католическое образование» на онлайн-конференции, запись которой размещена на YouTube.
Британская консервативная газета Telegraph осудила предложенное им видение Нотр-Дама, назвав проект «политкорректным Диснейлендом» и «экспериментальным шоурумом».
Во время презентации Друэн, возглавляющий Литургический институт в Париже, рассказал, что два года назад архиепископ Парижа Мишель Опети поручил ему заменить плетеные стулья, занимающие 80% площади, светящимися «мобильными скамьями», большую часть которых можно будет убирать в будние дни, чтобы освободить место для туристов. Алтари в капеллах тоже сдвинут, и на первом этаже оставят всего четыре исповедальни.
Друэн объяснил, что Нотр-Дам не был приспособлен к большому потоку туристов, число которых к 2019 году, когда собор пострадал в пожаре, выросло до 12 млн в год. Посетители приходят сюда по разным причинам, и по большей части это люди из нехристианских или постхристианских культур, считает реставратор.
Поэтому в капеллах, которым, по мнению Друэна, можно дать новые названия в честь Азии, Африки и на другие темы, следует предложить «разнообразную программу», в том числе световые проекции цитат из Библии на разных языках, включая китайский.
Жиль Друэн также продемонстрировал эскизы витража и одной из стен церкви с изображением облаков в стиле современной абстрактной живописи.
«Собор Парижской Богоматери превращают в Диснейленд», — считает парижский архитектор Морис Кюло, автор ряда книг о религиозной архитектуре XIX века.
«Сначала мы восстанавливаем собор и его шпиль, используя такие аутентичные материалы, как камень, дерево и свинец, а потом устраиваем внутри парк аттракционов для туристов. Почему дизайн не доверили тем же архитекторам, чтобы сохранить единообразие фасада и внутреннего убранства?» — говорит Кюло. Он подчеркивает, что церкви и соборы находятся в государственной собственности, и спрашивает: «Как может священник единолично выбирать будущий декор интерьера в соборе, который представляет собой общее наследие человечества и восстанавливается при финансовой поддержке, поступающей со всего света?»
Проект преобразования интерьера в соборе Парижской Богоматери, предложенный Жилем Друэном, представят на рассмотрение Национальной комиссии по охране культурного наследия Франции 9 декабря, и министр культуры Розлин Башло, возможно, примет окончательное решение по таким вопросам, как, например, судьба старинных витражей. Но Кюло утверждает, что правительство «уже пошло на компромисс, оставив интерьер собора на откуп церкви».
Жюль Друэн не согласен с теми, кто называет его план обновления Нотр-Дама радикальным, доказывая, что на протяжении восьми веков собор Парижской Богоматери непрерывно эволюционировал.
В недавнем интервью новостному агентству France-Presse Друэн выступил в защиту идеи привлекать посетителей, «не всегда принадлежащих к христианской культуре», и добавил, что с тех пор, как в Нотр-Даме появились разъяснительные тексты на китайском языке, туристы из Китая начали ставить больше свечей в капелле, посвященной китайскому мученику.
Напомним, полностью завершить восстановление памятника к Олимпийским играм, которые состоятся в Париже в 2024 году, поручено генералу Жан-Луи Жоржелену. Эксперты уже признают, что закончить все работы и восстановить шпиль к этому времени не удастся, но конфликт вокруг интерьеров может отсрочить восстановление собора еще сильнее.