1. Политическая война
  2. ЕС и Польша
Брюссель, / ИА Красная Весна

ЕК открыла дело о создании в Польше комиссии по изучению «влияния России»

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Русофобия
Русофобия

Официальное уведомление о нарушении законодательства Евросоюза в связи с законом о создании комиссии по изучению «влияния России» направила в Польшу Европейская комиссия, сообщает 8 июня пресс-служба ЕК на официальном интернет-портале.

Европейская комиссия провела оценку нового закона в Польше о Государственном комитете по изучению влияния России на внутреннюю безопасность Польши в период с 2007 по 2022 годы, который действует с 31 мая 2023 года. По результатам оценки 8 июня ЕК открыла процедуру нарушения законодательства Евросоюза.

В Польшу направлено письмо с официальным уведомлением о нарушении законодательства ЕС. Европейская комиссия считает, что новый польский закон нарушает принципы демократии, принципы законности и отсутствия обратной силы санкций, общие принципы правовой определенности, права на эффективную судебную защиту и на защиту профессиональной тайны, а также требования законодательства ЕС в отношении защиты данных.

Подчеркнуто, что, по мнению ЕК, новый закон неправомерно вмешивается в демократический процесс. Так, деятельность комитета по изучению влияния России, например, расследования и публичные слушания, может нанести серьезный ущерб репутации кандидатов на выборах и ограничить права лиц, избранных на демократических выборах.

Как выяснила ЕК, новый закон дает очень широкое и неконкретное определение «российского влияния» и «деятельности». Государственный комитет по изучению влияния России может налагать санкции, запрещающие государственному должностному лицу выполнять функции, связанные с использованием государственных средств. По своему характеру это аналогично мерам, предусмотренным Уголовным кодексом.

Санкции, которые могут быть введены комитетом по изучению влияния России, могут применяться к поведению, которое на момент совершения было законным, что нарушает принципы законности и отсутствия обратной силы. А возможность пересмотра решений комитета только административными судами не позволит проверять правильность оценки фактов и взвешивания доказательств.

Наконец, что касается обработки персональных данных, новый закон не предусматривает ни надлежащей правовой основы для обработки, ни необходимых гарантий для защиты конфиденциальных данных. Подчеркивается, что данное положение несовместимо с правилами защиты данных ЕС.

Польше дается 21 календарный день, чтобы ответить на письмо с официальным уведомлением. Если жалобы не будут рассмотрены, ЕК может принять решение направить мотивированное заключение в качестве следующего шага в уже открытой процедуре нарушения.

Как следует из процедуры, если Польша не будет соблюдать указанные требования, ЕК может передать дело в суд. Если суд установит, что страна нарушила законодательство Евросоюза, национальные власти должны принять меры для выполнения решения суда. Если же страна не исправит ситуацию, то суд может наложить финансовые санкции.

Еврокомиссия напоминает, что новый закон Польши учреждает специальную государственную комиссию, которой поручено проводить расследования для определения того, действовали ли высокопоставленные государственные чиновники в период 2007-2022 годов под влиянием России. Среди прочего, данная комиссия имеет право получать секретную информацию, изменять или отменять административные решения, в том числе подтвержденные административным судом, и лишать лиц законных прав.

30 мая ЕК выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность по поводу возможных нарушений, предусмотренных этим законом, и обязалась провести его тщательный анализ. 2 июня 2023 года президент Польши внес некоторые поправки в закон, однако правовая ситуация осталась неизменной.

Напомним, оппозиционные силы в Польше выступили с критикой нового закона, указав, что он направлен против оппозиции в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться осенью.