Омский эколог: ртуть в Иртыше — не казахстанская и не опасная
Превышение норм содержания ртути в водах Иртыша — явление разовое и случайное, не связанное с производственными объектами в Казахстане. Об этом заявил член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Анатолий Соловьев 18 февраля в комментарии порталу «БК55».
«Она вредна при дыхании и когда попадает в организм с продуктами. Чтобы происходило отравление людей — такого количества ртути в Иртыше никогда не было, нет и не будет» — заявил Соловьев.
Он утверждает, что обнаруженная в Иртыше ртуть не могла «спуститься» из Павлодарской области. До бывших химических производств, считает ученый, сотни километров и много изгибов реки Иртыш.
В Омске, указал Соловьев, нет никаких производств, где используется ртуть. Вещество в народном хозяйстве встречается редко, его появление в Иртыше связано с каким-то разовым попаданием бытовых предметов.
Напомним, что об обнаружении ртути в Иртыше (как выше, так и ниже Омска) стало известно 17 февраля. Ее предельно допустимая концентрация превышена в 3-5 раз (до 0,041 мкг/л). В городском водоканале сообщили, что на качество питьевой воды загрязнение не повлияло. Власти принимают меры к обнаружению источника загрязнения.
Отметим, что в Павлодарской области (Республика Казахстан) с 1973 года на химическом заводе производилась каустическая сода. При ее изготовлении применялись электролизеры, использовавшие в качестве катода металлическую ртуть. Ее технологические потери составляли 1,5 кг на каждую тонну произведенной продукции.
Данное производство было свернуто в 1993 году. На территории химзавода наблюдалось сильное загрязнение ртутью почвы и грунтовых вод. Объем утечки оценивали примерно в 1000 тонн. Меры к недопущению попадания ртути в воды Иртыша были приняты, но некоторые ученые не считали их достаточными, о чем неоднократно заявляли в т. ч. в научных публикациях.