1. Социальная война
  2. Полемика о демократии
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: гражданское общество, являющееся основой демократии, уничтожено

Франк Саласбри. Портрет президента Рузвельта. (фрагмент) 1947
Франк Саласбри. Портрет президента Рузвельта. (фрагмент) 1947

Гражданское общество с его добродетелями и хотя бы декларируемыми принципами на Западе уничтожено, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 22 марта в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».

Говоря о политической трансформации, произошедшей на Западе, Кургинян напомнил, что демократия невозможна без гражданского общества.

«Гражданин является субъектом этой самой демократии, то есть лицо, полностью ориентирующееся в политике, имеющее свои устойчивые ценности и взгляды, соответствующим способом осмысленно выражающее симпатию и антипатию по отношению к определенным институтам», — напомнил политолог. Также гражданин и общество имеет право на восстание, когда их «фундаментальное право на выбор подвергается сомнению».

Аналитик отметил, что сегодня на Западе для описания текущего состояния общества вводятся термины «диффузное общество, потребительское общество, аморфное общество». Само наличие общества, социума, ранее являвшееся несомненным, сейчас уже становится проблематичным.

«Значит, если нет гражданина, а есть потребитель, то что такое классическая демократия? Я имею в виду классическую буржуазную демократию в том виде, в котором она утвердилась на Западе», — пояснил Кургинян.

Для того, чтобы в США появился новый Франклин Делано Рузвельт (американский государственный деятель и политик, занимавший пост 32-го президента Соединенных Штатов с 1933 года до своей смерти в 1945 году — прим. ИА Красная Весна), необходим гражданин, для которого Америка является домом, за который он чувствует личную ответственность, принимает участие в наведении порядка, обсуждает его устройство.

Гражданина «уничтожили вместе со всеми классическими добродетелями или хотя бы декларируемыми принципами», отметил Кургинян, напомнив, что декларация тоже важна, даже если «прямо это в реальности не реализуется, но что-то от этого остается».