Не отказываясь от участия в войне в Йемене, ОАЭ пытаются утвердиться в качестве военной державы

ОАЭ построили базы на йеменских островах в стратегически важном проливе

Жероме Жан Леон. Караван за стенами укрепленной крепости. Ок. 1895 г.
Жероме Жан Леон. Караван за стенами укрепленной крепости. Ок. 1895 г.
Жероме Жан Леон. Караван за стенами укрепленной крепости. Ок. 1895 г.

Хотя Объединенные Арабские Эмираты в военном отношении вышли из Йемена в 2019 году, они так и не покинули страну по-настоящему. ОАЭ по-прежнему имеют большое влияние в этой бедной стране и теперь эксплуатируют уязвимость Йемена, установив контроль над островом Маюн и охраняемым ЮНЕСКО островом Сокотра.

Контроль ОАЭ островов, один из которых закреплен за признанным ООН правительством, а другой — за повстанцами хуситами, грозит затянуть разрушительный конфликт в Йемене.

ИА Красная Весна приводит перевод статьи «Что на самом деле означает захват ОАЭ йеменских островов» от 14 июня, опубликованной на ресурсе американского Института ответственного государственного управления им. Куинси. Институт является одним из мозговых центров США. Открытие института в 2019 году финансировали Фонд открытого общества Джорджа Сороса и Фонда Коха.

Изначально ОАЭ были непосредственно вовлечены в войну в Йемене в качестве партнера возглавляемой Саудовской Аравией коалиции. В 2019 году они вывели своих солдат из Йемена.

Некоторые эксперты подозревали, что этот шаг был частично мотивирован международной критикой и обвинениями в том, что война создает огромные угрозы гражданскому населению и серьезнейший гуманитарный кризис. Однако ОАЭ до сих пор поддерживают многочисленные негосударственные вооруженные группировки и группировку около 90 тыс. солдат, которые выступают против признанного ООН йеменского правительства. Кроме того, ОАЭ контролируют несколько ключевых портов и аэропортов в Йемене.

ОАЭ строят военную базу на йеменском острове Маюн — вулканическом острове у берегов Йемена, расположенном в узком морском проливе, месте, важном для поставок энергоносителей и коммерческих грузов. Сам остров может служить базой для любых операций в Красном море, Аденском заливе и Восточной Африке. Кроме того, с острова легко наносить авиаудары по материковому Йемену.

Строительство базы нарушает суверенитет Йемена, поскольку признанное ООН йеменское правительство не было проинформировано об этом решении.

ОАЭ также контролируют остров Сокотра. В то время, как Сокотра технически находится под властью Южного переходного совета — сепаратистов, которые призывают к независимости Южного Йемена, — ОАЭ де-факто контролируют его.

Остров расположен между Красным морем, Аденским заливом и Восточной Африкой. Благодаря своему стратегическому расположению вблизи основных судоходных путей, ОАЭ построили на острове военные базы, которые используют для сбора разведданных о морских перевозках и мониторинга каналов торговли нефтью.

Военные базы ОАЭ и другие факторы влияния резко меняют ритмы повседневной жизни на Сокотре. 60 тыс. жителей живут на острове в течение тысяч лет с ограниченным контактом с внешним миром, если таковой вообще имеется.

Сейчас ОАЭ финансируют крупные инфраструктурные проекты на острове. К ним относятся доки, больницы и коммуникационные сети, которые связывают Сокотру с ОАЭ, а не с Йеменом. Они проводят собственную перепись населения и приглашают влиятельных жителей в Абу-Даби для получения бесплатного медицинского обслуживания. Выдают специальные разрешения на работу. Ходят даже слухи, что ОАЭ планируют провести референдум об отделении острова от материка и официальном вхождении в состав Эмиратов.

ОАЭ также привозят туристов на остров без разрешения признанного ООН йеменского правительства. Для обеспечения защиты острова йеменские чиновники и островные власти устанавливают процедуры экотуризма, которым ОАЭ не следуют.

Въезд на остров отграничен от йеменской иммиграционной системы и не накладывает на приезжих законодательные требования Йемена.

Чтобы построить туристическую и военную инфраструктуру, ОАЭ ускорили строительство в некоторых частях острова, несмотря на хрупкие экосистемы. Туристы из стран Персидского залива и Израиля прибывают еженедельно на двухчасовых рейсах из Абу-Даби. Между тем йеменские граждане лишены доступа на остров со стороны ОАЭ.

Это особенно тревожно, поскольку Сокотра — один из наиболее биологически разнообразных островов в мире. Там находятся редкие популяции животных, включая ряд исчезающих видов. 70% территории острова является охраняемыми землями. На нем обитает 700 эндемичных видов. Сокотра является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, а не Дубаем 2.0.

Зарубежный сотрудник Сhatham Нouse Фареа аль-Муслими отмечает: «ОАЭ удивили всех, даже самих себя, тем, как хорошо они действовали в военном отношении в Йемене. В результате они почти получили полную свободу действий, чтобы контролировать и иметь присутствие во всем, что они хотят в стране, включая порты Йемена, что является для них призом».

Под угрозой не только Сокотра, но и весь Йемен. Создавая военные базы как в Сокотре, так и на острове Маюн, ОАЭ проводят жесткую линию в стране. Эмираты утверждаются как военная держава на длительный срок.

Несмотря на воинственные действия ОАЭ в Йемене, администрация Байдена решила возобновить сделку по продаже оружия ОАЭ на $23 млрд. Это катастрофично, учитывая продолжающееся участие ОАЭ в войне внутри материкового Йемена, а также их военное вторжение на йеменские острова, которое угрожает продлить войну.

ОАЭ доказали, что являются враждебным актором в Йемене. Чем больше йеменских земель они контролируют, тем больше препятствий создают для мирных усилий внутри страны.