На заводе Nammo в Швеции рассказали о проблемах при производстве снарядов

Изображение: (cc) Spc. John Crosby
155-мм снаряд
155-мм снаряд

Евросоюз неизбежно окажется без боеприпасов, если выполнит свое обещание поставить Украине 1 млн 155-миллиметровых снарядов к будущей весне, считает менеджер по развитию бизнеса компании Nammo Бьёрн Андерссон, сообщает 6 октября в обзорной статье о производстве боеприпасов газета Aftonbladet.

Завод норвежско-финской компании Nammo вблизи шведского города Карлскуга производит боеприпасы, в которых больше всего нуждается Украина — снаряд калибра 155 мм для гаубиц на большие расстояния, обычно 15-30 км. Указывается, что западные страны сейчас быстро опустошают свои и без того небольшие запасы боеприпасов, чтобы пожертвовать Украине то, что могут.

Украина использует около 6-8 тыс. снарядов в день. Она хотела бы больше, но даже этот объем означает 2,2 млн снарядов в год. Евросоюз пообещал поставить 1 млн снарядов к следующей весне. На данный момент собрано чуть меньше четверти заявленного, а именно 223,8 тыс. снарядов.

«Я не думаю, что это возможно. Я не думаю, что этот миллион существует. Я думаю, что у Европы неизбежно закончатся боеприпасы. Вопрос в том, как долго их не будет», — говорит менеджер по развитию бизнеса Nammo Бьёрн Андерссон.

Как отмечает газета, чтобы помочь Украине, производство снарядов на Западе должно в значительной степени увеличиться. В Европе четыре крупные компании производят 155-миллиметровые снаряды: британская BAE Systems, немецкая Rheinmetall, французская Nexter и норвежско-финская компания Nammo.

По оценкам Андерссона, вместе эти четыре компании производят 300-400 тыс. 155-миллиметровых снарядов в год. Журнал Defense Aerospace подсчитал, что общая европейская мощность составляет 500-600 тыс. снарядов в год.

Указывается, что Nammo увеличила инвестиции в производство снарядов в пять раз, но чтобы реально удовлетворить потребности, инвестиции следует увеличить в сто раз. Как рассказал Андерссон, с 1970-х годов в производство снарядов до настоящего времени не было сделано никаких крупных инвестиций, и после вложения в расширение завод достиг той мощности, когда только начал работать.

На завод в Карлскуге поступают 30-килограммовые полые гильзы с предприятий в норвежском Рауфоссе и финской Састамале. В печи гильзы нагреваются и заполняются жидким взрывчатым веществом. Затем взрывчатка должна остыть. Процесс охлаждения занимает 11–14 часов. Это ограничивающий этап для всего производства. Сейчас на заводе 16 охлаждающих печей. Их будет до 32. Как только они будут созданы, работа будет вестись круглосуточно.

Отмечается, что отрасль по производству снарядов не расширялась в течение длительного времени. Крупный заказ из крупной европейской страны составлял 10 тыс. или 20 тыс. снарядов. С учетом нынешних потребностей это почти ничего. В условиях интенсивной войны 1450 европейских орудий, которые имеются или заказаны, выпустят 20 тыс. снарядов всего за час.

«Неудивительно, что сроки поставки резко возросли. До 24 февраля 2022 года компания Hammo могла поставить новые боеприпасы за 10 месяцев. Сейчас срок поставки по постоянным заказам пять-шесть лет. Те, кто купит сегодня, могут получить свой заказ в 2030 году», — сказано в статье.

В то время как запасы снарядов в странах ЕС заканчиваются, НАТО хочет, чтобы страны-члены были готовы как минимум к 30-дневным боям. В будущем у Швеции будет 74 орудия Archer, каждое из которых во время войны, по оценкам, должно будет выпускать 200-300 снарядов в день. Это означает необходимость иметь в запасе не менее 444 тыс. снарядов.

«Тогда мы говорим о 20 млрд шведских крон (180 млрд руб.) только на покупку этих боеприпасов. Никто не хочет говорить, что мы должны потратить 20 млрд шведских крон (180 млрд руб.) на артиллерийские боеприпасы. Но никто не хочет сказать, что мы не должны соответствовать минимальному уровню НАТО», — сказал Андерссон.

ЕС предпринимает попытки нарастить производство. На Закон о поддержке производства боеприпасов из бюджета ЕС выделено 500 млн евро (53 млрд руб.). Но, по мнению Андерссона, для достижения производства в 2 млн снарядов в год необходимо в двенадцать раз больше средств — €6 млрд (635 млрд руб.).

Андерссон также указал на несколько узких мест при производстве снарядов. Одно из них — недостаток взрывчатки. Тротил, обычный наполнитель взрывных гранат, производится только на одном заводе во всей Европе: Nitro-Chem в Польше.

Еще одним узким местом являются метательные заряды — пороховой мешок, который заставляет снаряд вылетать из ствола. Для максимального заряда обычного снаряда требуется шесть мешков с порохом. Таким образом, для 1 млн боеприпасов требуется 6 млн мешков с порохом.

«Сегодня в Европе нет мощностей для производства чего-либо подобного, и нет планов по их созданию», — приводит газета цитату из отчета Nammo.

Андерссон отметил, что производство пороха, тротила и боеприпасов находятся в равновесии. Он подчеркнул, что для увеличения производства снарядов необходимо нарастить мощности во всех трех направлениях, недостаточно увеличить производство чего-то одного.

Указывается, что именно 155-миллиметровые артиллерийские снаряды являются большой проблемой на рынке. Доступность боеприпасов мелкого калибра лучше. Так, компания Saab Dynamics, имеющая производство в Карлскуге, не испытывает подобных проблем с производством боеприпасов для гранатометов AT4, пистолета-пулемета Carl-Gustaf и противотанковых систем NLAW.

По словам главы бизнес-направления Saab Dynamics Гёргена Йоханссона, производственная мощность уже удвоилась со 100 тыс. единиц в год до 200 тыс. единиц. Планируется, что к 2025 году она должна снова удвоиться до 400 тыс. в год. Новые заводы строятся в Швеции, Индии и США.