Канал Стамбул может быть для России как проблемой, так и шансом — тюрколог

Турция. Пролив Босфор. Pixabay
Турция. Пролив Босфор. Pixabay

Начало работ по созданию Канала Стамбул делает Турцию центром притяжения, объединяющим Север и Юг, Запад и Восток, заявил специалист по международным и межнациональным отношениям, тюрколог Владимир Аватков 26 июня в своем Telegram-канале.

Аватков оценил начало строительства Канала Стамбул. 26 июня старт работам дал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

По мнению специалиста, Канал станет символом «Новой Турции», о которой не раз говорил ее лидер. «Президент Турции отметил, что это новая страница развития страны, караван идет, вне зависимости от недоброжелателей», — отметил политолог.

Аватков добавил, что бывший премьер-министр Турции Бенали Йылдырым заявлял об отсутствии противоречий между строительством канала и конвенцией Монтрё (восстановившей суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов в 1936 г. — прим. ИА Красная Весна). По словам Йылдырыма, Канал должен обеспечить суверенитет Турции. Аватков назвал эту формулу «интересной и многозначной».

Тюрколог считает, что строительство Канала может стать для России «как проблемой, так и шансом». Он напомнил, что Конвенцию Монтрё 24 июня в ходе телефонных переговоров Эрдоган обсуждал с президентом России Владимиром Путиным.

Однако изменения геополитической карты региона, вызываемые созданием Канала Стамбул, по его словам, нужно внимательно анализировать. «С какой реальностью мы столкнемся через 5-10 лет?», — спросил эксперт.

Напомним, Эрдоган заявлял о желании начать строительство канала между Черным и Мраморным морями, параллельного Босфору, еще в 2011 году. В декабре 2019 года турецкий лидер сообщил, что надеется на скорый старт проекта, а 17 января 2020 года турецкие власти одобрили отчет по оценке воздействия канала на окружающую среду.

7 апреля 2021 года Эрдоган подтвердил намерения реализовать проект и заявил о намерениях привлекать инвесторов к проекту. Называют различные суммы затрат на строительство канала длиной несколько десятков километров — от $20 млрд до $100 млрд.