1. Социальная война
  2. Наследие Макаренко
Волгоград, / ИА Красная Весна

В Волгограде проходит конференция, посвященная педагогике Макаренко

Изображение: Анна Побежимова © ИА Красная Весна
Президиум конференции
Президиум конференции

Международная научно-практическая конференция «Национально ориентированная педагогика А. С. Макаренко как важнейший фактор современного воспитания» начала свою работу 19 апреля в Волгограде, передает корреспондент ИА Красная Весна.

Макаренковские педагогические чтения в Волгограде проходят уже в четырнадцатый раз. Их организует «Центр развития социально-педагогических идей А. С. Макаренко», работающий при Волгоградской государственной академии последипломного образования.

Чтения начались сегодня, 19 апреля, и будут идти в течение двух дней на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В запланированной программе пленарное заседание, на котором прозвучат доклады макаренковедов и педагогов-практиков из России, Германии, Италии, семинары и круглый стол. В числе первых с докладом выступил один из наиболее авторитетных макаренковедов в мире — доктор педагогических наук, профессор Анатолий Аркадьевич Фролов.

Лейтмотивом конференции стало новое видение идейного наследия А. С. Макаренко. Научно-исследовательской лабораторией из Нижнего Новгорода были опубликованы ранее неизвестные записи советского педагога и общественного деятеля. В систематический труд, насчитывающий девять томов, вошли не только письма и дневники, но и всевозможные документы, освещающие деятельность Макаренко и его трудовых колоний.

Свое мнение об актуальности макаренковской педагогики для современного российского образования рассказала во вступительном слове Куликова Светлана Васильевна, ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования:

«Мы сейчас только немного прикоснулись к тому колоссальному наследию, которое он (Макаренко — прим. ИА Красная Весна) нам оставил… Антон Семенович, конечно, опередил время… Были периоды, когда в 90-ые годы мы начали отказываться от нашего духовного наследия, от педагогического наследия. К счастью, мы переболели этой болезнью, у нас выработался иммунитет, и сейчас мы возвращаемся к педагогическому наследию, к классическому наследию, которое, безусловно, будет сегодня не просто актуальным, а очень действенным механизмом для решения задач, которые стоят перед системой образования России».

В докладах освещались различные стороны идей и опыта А. С. Макаренко. В числе затронутых вопросов: роль в воспитании личности производительного труда, соотношение коллективности и индивидуальности в воспитании, детское самоуправление, и, конечно, возможность применения этого опыта сегодня, при работе с современными детьми.

Напомним, знаменитая на весь мир макаренковская педагогика родилась в бурные годы Гражданской войны, когда перед советской страной остро стояла проблема массовой детской беспризорности. Одним из средств ее решения стали трудовые колонии, а одним из начальников такой колонии — бывший школьный учитель Антон Семенович Макаренко. Благодаря грамотно выстроенной системе коллективного труда, обучения и досуга, ему удалось добиться не просто исправления, но мощного развития способностей каждого воспитанника.

Пробуждение высокой мотивации к труду и учебе, общая вовлеченность в реальное дело, ответственность перед коллективом — вот основные черты созданных Макаренко коммун. К сожалению, этот опыт не получил должного развития в СССР. Несмотря на это, феномен коммун Макаренко породил движение последователей-практиков по всему миру (в их числе создатели израильских кибуцов), а также целую школу в мировой педагогической теории — макаренковедение.