Кому выгодно увольнение Ивана Романа?
Когда человек остается один на один с хамством и несправедливостью, у него могут опуститься руки, он может разочароваться в людях, в жизни, может заболеть. А если это хамство обращено к учителю, ветерану труда, то его тем более трудно перенести без психологических проблем и последствий для здоровья.
Все это произошло в небольшом городе Мыски в Кемеровской области.
Иван Юрьевич Роман — учитель физкультуры со стажем более 45 лет. 35 лет назад он был директором школы в течение около 3 лет, а позже в ней же остался учителем. При знакомстве с описанной ниже историей стоит держать в памяти многочисленные награды и заслуги И.Ю. Романа: ветеран труда, Заслуженный учитель России, имеет звание «Учитель-методист», звание «Отличник народного просвещения», множество дипломов и наград городского, регионального значения. Его ученики из года в год занимают призовые места на городских, региональных соревнованиях, а несколько десятков выпускников школы пошли по его стопам и стали учителями физкультуры и тренерами. Это говорит не только о профессионализме учителя, но и о его высоком моральном авторитете для учеников и их родителей.
Ситуация разворачивалась стремительно.
Версия директора школы Оксаны Шадриной такова: на учителя поступило много жалоб. После короткого внутреннего расследования в форме анонимного анкетирования учеников 8 класса (от ребенка именно 8 класса поступило обращение) суть жалоб была подтверждена. После этого учителю было предложено уволиться по собственному желанию, что он и сделал. Разговор, по словам директора, был спокойный, никакого давления не было, а возможное обращение в прокуратуру по поводу жалобы давлением считать нельзя. Вернуться учителю никак нельзя, так как договор уже расторгнут, а на место Романа уже принят новый учитель.
Версия главы Управления образования (УО) короче, так как она не захотела дать развернутый комментарий. На учителя поступила жалоба. Недовольные родители не только в УО обратились, но и напрямую к мэру. Учитель, узнав об этом, уволился сам. «Больше обсуждать здесь нечего», — сказала руководитель УО Светлана Коваль.
Версия Ивана Романа детальнее. Он начал издалека. Еще год назад ученики и их родители стали спрашивать его, почему он собирается уходить, хотя он об этом не думал и тем более не обсуждал ни с кем. Эти слухи ходили и среди учителей. В этом же году одна из учениц не справлялась с нагрузками на уроках. Она и так была в группе, занимавшейся по облегченной программе. Учитель просил, чтобы мать обратилась к руководству школы и написала заявление для перехода девочки в самую «легкую» медгруппу по состоянию здоровья. А без этого не было ни желания девочки справляться с нагрузками, ни возможности поставить ей положительную оценку. Мама девочки не стала приходить в школу, а обратилась сразу с жалобой в УО. Одновременно с ней жалобы написали родители еще 10–20 детей, более точная цифра Роману неизвестна. Но зато известно, что не все дети пожаловавшихся родителей учились у пострадавшего учителя. Характеризуя группу пожаловавшихся родителей, учитель утверждал, что это сектанты. И здесь стоит сделать отступление, нарушив ход изложения версии учителя.
В Мысках официально нет сект, нет даже религиозных организаций, кроме христианских. По крайней мере, такая информация размещена на сайте администрации города. Не знает никаких сект в Мысках и Новокузнецкая епархия. Но жители Мысков и близлежащих городов хорошо знают про эту секту. Называется она «Страна Анура», или «Дети солнца». Обычная тоталитарная секта, одна из многих сект нью-эйдж, помесь восточных религий с христианством. «Страна Анура» признана тоталитарной сектой в 2004 году (см. Итоговую декларацию конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» Новосибирск, 9–11 ноября 2004 г.). В секте запрещены чтение, образование, обращение в медицинские организации, употребление мяса и некоторых других продуктов в пищу. Некоторые ограничения сняты под давлением государственных правоохранительных и надзорных органов. Секта особо не «высовывается» в информпространство уже больше 10 лет. В конце 90-х и начале 2000-х плохую славу ей принесли смерти адептов из-за отсутствия лечения. Одной из погибших была девочка дошкольного возраста. Секта была организована супругами Серебрянниковыми в 1992 году во время повсеместного распространения ведунов и колдунов, экстрасенсов и целителей. Сейчас члены секты составляют существенную часть жителей пос. Ключевого (район г. Мыски), где они постепенно выкупили много домов, и, по отзывам местных жителей, им принадлежат «целые улицы». Дети адептов появились в школе несколько лет назад. Местные жители называют цифры — до 7–8 лет назад. Одна из учителей той же школы №2 говорит про 3 года. Почти сразу они стали навязывать школе свой образ жизни. Нет, не было лекций и вербовки в секту. Но любые отклонения от правильной, с их точки зрения, линии поведения учителей вызывали жалобы в разные инстанции. А еще они просто … они начинали «нудеть», как сказала одна из учителей. С ее слов, адепты вряд ли могли что-то существенное причинить директору или учителям, но их занудство, их постоянство, с которым они приходили к не понравившимся учителям, завучам и директору, создавали такую атмосферу, в которой «было проще согласиться» с их сектантскими требованиями, чем выдерживать ежедневную «осаду». В течение этих лет для детей адептов секты были выделены отдельные столы в столовой, их детям варилась отдельная пища, а обеспокоенные правильным, по их понятию, питанием детей родители стали спокойно и регулярно наблюдать за ходом приготовления пищи на школьной кухне, проверяя и перепроверяя, «гремя кастрюлями».
Еще один аспект обучения детей адептов секты в школе — они носят с собой диктофоны. Запись фиксирует все взаимодействия детей в школе, и начинается сразу при обращении учителя к ребенку. Если родителю не нравится, что или как говорит учитель, он приходит в школу для разговора с учителем. При этом речь идет не об оскорблениях со стороны учителей, а об употреблении неправильных, с точки зрения адептов, слов и выражений. Со слов одной из учительниц, после десятка встреч с этими родителями несколько раз подумаешь, прежде чем что-то сказать их детям. С администрацией города адепты секты нашли хороший язык. Возможно, сами работники администрации и не желали бы иметь с ними дело или как-то поддерживать. Однако сектанты, у которых компактно расположены много домов, выбирают старост из числа своих, и не контактировать с ними невозможно. Себя и свою веру секта распространяет через личное взаимодействие и театр. В 2000-х был скандал из-за поддержки администрацией города театра в его поездках в другие города и регионы.
Сделав такое поясняющее отступление, можно продолжать. На Романа надавили под влиянием секты, которая заступалась за кого-то из «своих». Когда учитель был вызван к директору, он заканчивал уроки первой смены. Это было 5 октября, День учителя. Только в этот день Роман впервые узнал, что на него есть какая-то жалоба. Директриса не сдерживала эмоций, угрожала передать жалобы в прокуратуру, и тогда она прогнозировала потерю регалий, среди которых — ветеран труда и Заслуженный учитель. Для Романа потеря регалий и наград, да и в целом вся ситуация, когда его обвиняют в чем-то непотребном, вплоть до подглядывания за девочками-подростками (а ведь это можно квалифицировать и как домогательство), была крайне неприятна, сам разговор о возможности с его стороны таких поступков был унизительным. Не зная, как поступить в такой ситуации, он под давлением и угрозами написал-таки заявление об уходе.
Здесь стоит сделать еще одно отступление. Директор школы Оксана Шадрина работает в этой школе только 1 год. За этот год из школы уходит уже 3-й учитель. Все трое пишут заявления об уходе по собственному желанию. Одна учительница перешла в школу № 3, другая — в управление образования, сейчас разворачивается ситуация с уходом третьего учителя. Насколько это связано с давлением сектантов или с личностью директора, трудно сказать. По отзывам других учителей школы № 2, с ее появлением в школе изменилась атмосфера: из атмосферы сотрудничества стала формироваться атмосфера раздражения и негатива. Постоянные безапелляционные упреки, замечания и рекомендации по ведению уроков негативно отражались и на взаимоотношениях, и на учебном процессе. По отзывам ее учеников в школе № 4, где она до этого несколько лет работала учителем математики и классным руководителем, Шадрина всегда была особняком от других учителей. Другие учителя не могли установить хорошие контакты с нею, и это было очевидно даже для учеников. По словам ее бывшего ученика, с которым, кстати, и сейчас у директора сохраняются хорошие отношения, «она умеет крутиться — по-другому современный преподаватель не смог бы обеспечить себе и своим дочерям такие коттеджи». Крутиться директору Шадриной действительно приходится. За последние 10 лет Оксана Шадрина сменила 4 места работы, как минимум. До 2009 она была учителем математики и замдиректора по учебно-воспитательной работе в школе № 4; затем около 4 лет была специалистом в УО; затем 2–3 года работала замдиректора по учебно-воспитательной работе в школе № 3; а с 2016 года стала директором школы № 2. По приведенной выше информации нельзя утверждать, что директор О. Шадрина в чем-то неправа, это лишь часть психологического портрета человека.
С 5 октября ситуация несколько изменилась. Бывшие и настоящие ученики Романа инициировали сбор подписей в защиту честного имени своего учителя. Уже собраны около 200, и сбор продолжается. Напомню, что речь идет о городке с численностью около 40 000 человек, и 400 подписей — это уже 1% жителей. Возмущение родителей отнюдь не стихает, как того хотят местные чиновники и директор школы. По словам Шадриной, через 4 дня после увольнения на место Романа уже принят новый учитель, она якобы недавно закончила педагогическое образовательное учреждение. Ее имя и информацию о ней, по словам работников школы, запрещено распространять директором. По словам родителей, дети которых сейчас перешли от Романа к новой учительнице, ученикам она не представилась, и дети долго не знали, как ее зовут. И хотя это звучит крайне неправдоподобно, но дети это лично подтверждали 19 октября, через 10 дней после начала работы нового преподавателя. По данным знакомых с ситуацией источников в сфере образования в Мысках и в школе № 2 в частности, приказа о назначении нового учителя 19 октября еще не было.
Ивана Романа, отдавшего школе более 45 лет, запретили впускать в школу. Со слов вахтеров, это прямое указание директора Оксаны Шадриной. Кроме этого, во всех помещениях, к которым имел доступ Роман, сменили замки, хотя они были в удовлетворительном либо хорошем состоянии.
В школе № 2 на 3 ноября запланирован вечер встречи выпускников. Роман всегда был участником встреч. Сейчас же создается крайне неприятная ситуация, когда одному из учителей запрещено прийти к своим выпускникам.
Отдельного рассмотрения заслуживает роль мэра в этой истории. Дмитрий Иванов стал мэром с 2013 года, когда предыдущего уволили в связи с утратой доверия. Иванова поддержал губернатор области Аман Тулеев, как, впрочем, и предыдущего. И.Ю. Роман, передавая разговор с директором, сказал, что Шадрина ему лично сообщила про звонок от мэра с требованием убрать учителя из школы за 2 дня. Возможно, именно такого требования мэра именно с такой грубой интонацией не было, но в разговоре с корреспондентом сам факт обсуждения судьбы Романа с мэром по телефону Шадрина не отрицала. На вопрос о том, правда ли, что звонил мэр и просил убрать Романа из школы, она ответила: «Такого, что „надо увольнять“, — такого не было». На просьбу уточнить, как все же было, она сказала, что «жалобы у мэра города», и что «единственное, что было сказано, что займется прокуратура делом [в случае, если И.Ю. Роман не уйдет — прим. ИА Красная Весна]»__.
Попытки связаться с заместителем мэра по соцвопросам Ириной Зайцевой за 10 дней не увенчались успехом. По номеру, указанному на сайте администрации города, никто не берет трубку, но и ни разу номер не был занят. 19 октября несколько обеспокоенных родителей, чьи ученики занимались у Романа еще в сентябре, пришли к Ирине Зайцевой на прием. Она обещала разобраться в этом деле, а для обеспокоенных родителей организовать встречу с мэром Дмитрием Ивановым, которая по сей день так и не состоялась.
Не уходя в конспирологические теории, можно предположить, что увольнение Романа было на руку всем, кроме самого учителя и детей, его учеников.
Сектанты, даже если и хотели не его ухода, но его покорности, получили нужный результат — после такого увольнения, произошедшего под их давлением, никто из учителей не будет требовать от детей адептов секты того, что они считают не нужным.
Директору Оксане Шадриной не хотелось попадать под давление руководителей в УО и в администрации, и ей было выгоднее надавить на учителя, чем постараться защитить его или хотя бы разобраться в ситуации. Однако нельзя полностью исключить и желание директора устроить нового молодого учителя.
Руководителю УО Светлане Коваль проще провести дежурное анкетирование, чем разобраться в ситуации, и ей, так же как и Шадриной, не хотелось ощущать давления «сверху».
Мэру города меньше всего хотелось в непростой для региона период (начавшаяся ротация административных кадров всех уровней) прославлять город скандалом в школе. Возможно, именно поэтому жалобы, по которым могла «заняться прокуратура делом», не были туда переданы, а использовались только для давления.
В проигрыше остались только дети, которые потеряли хорошего наставника и любимого учителя. В проигрыше остался и учитель — он потерял работу и детей, которым посвятил свою жизнь.
Но остается еще открытым вопрос: согласны ли на такой проигрыш для своих детей родители и коллеги ушедшего под давлением учителя? Ведь колокол очень быстро может позвонить и по ним...