Кризис контейнерных перевозок ударил по японским любителям курицы и вина
Вызванная кризисом грузоперевозок нехватка поставок из Юго-Восточной Азии и других стран вынудила японские рестораны и магазины сокращать ассортимент, что уже ощутили на себе клиенты, 24 октября сообщает Nikkei Asia.
Крупнейшая в Японии сеть круглосуточных магазинов 7-Eleven в некоторых регионах вовсе перестала продавать куриные шашлычки — популярную закуску. Некоторые рестораны ограничили количество блюд из птицы в меню, разрешая взять не более одного шампура на одного покупателя.
Курица стала для Японии наиболее заметным примером нехватки продуктов из Юго-Восточной Азии, где пандемия коронавируса замедлила работу таиландских предприятий по переработке птицы. Кроме курицы, подорожало и стало более редким вино, креветки и другие товары, что поставило под угрозу надежды на рост потребительских расходов.
Потребительский трафик в Японии увеличился после отмены чрезвычайного положения, связанного с коронавирусом, что нарушило хрупкий баланс спроса и предложения в пищевой промышленности. Поскольку города ослабляют связанные с коронавирусом ограничения на часы работы ресторанов и продажу алкоголя, одна из специализирующихся на курице сетей ресторанов в ситуации недостатка продуктов сообщила клиентам, что на одного человека разрешено взять лишь один шашлык из куриной кожи.
«Нам нужно подумать о смене поставщиков», — заявил владелец сети ресторанов.
Итальянская сеть закусочных Saizeriya с 21 сентября сократила свои порционные предложения популярного острого блюда из курицы. Теперь вместо пяти кусков курицы покупатели получают только четыре.
Одна из причин снижения поставок курицы из Таиланда — нехватка рабочих-мигрантов из соседних стран, что не позволяет перерабатывающим мясо предприятиям быстро восстанавливать производственные мощности.
Кризис судоходства, вызванный перегруженностью портов и нехваткой транспортных контейнеров, усугубил проблему. По данным токийской корпорации Agriculture and Livestock Industries, запасы импортной курицы в Японии в августе снизились на 20% по сравнению с 2020 годом.
«Некоторых продуктов нет в наличии с сентября», — рассказал один из источников на рынке.
Продавец замороженных продуктов Nichirei изо всех сил пытается найти камбоджийских рабочих для своего тайского филиала. Загрузка фабрики снизилась, что вынудило компанию этой осенью продать новую линию замороженной жареной курицы в условиях низкого спроса на рынках. Компании-партнеры по отрасли Nippon Suisan Kaisha и Ajinomoto Frozen Foods также пострадали.
Задержки с доставкой контейнеров отразились и на других пищевых продуктах. Ранее в этом месяце KFC прекратила продажу картофеля фри примерно в 20% своих ресторанов, в основном в Токио, из-за остановки поставок картофеля. Все продажи картофеля фри возобновились в пятницу 22 октября благодаря недавнему прибытию кораблей в порт.
Дистрибьютор морепродуктов Maruha Nichiro столкнулся с задержками в импорте креветок с перерабатывающих заводов во Вьетнаме. Обычно доставка товара в Японию занимает 22 дня, но теперь компания заявляет, что отгрузка отстает от 10 дней до двух недель.
Группа производителей напитков Mercian остановила продажу 10 марок французских вин под брендом Franzia с начала сентября. Компания планирует в ближайшее время возобновить продажи, но представитель компании признался, что «в обозримом будущем» они «не видят стабильных поставок»_.
Говядина и лук — два ключевых ингредиента японского блюда «гюдон» из говядины с рисом, основного продукта японского фаст-фуда.
На ввозимую из США говядину, используемую при приготовлении «гюдона», оптовая цена сейчас колеблется в районе 1075 иен (660 рублей) за килограмм. Это почти вдвое больше, чем прошлым летом. Токийские торговцы выращенным в Китае очищенным луком, который используется во многих ресторанах, теперь берут 95 иен за килограмм (60 рублей), что на 20% больше, чем годом ранее.
Многие в этой отрасли считают, что сбои в цепочке поставок затянутся. Возможность новых вспышек COVID-19 этой зимой усугубляет неопределенность.
Ресторанный оператор Watami сказал, что крупные сети обычно заключают среднесрочные и долгосрочные контракты с поставщиками. Это крупные покупатели с большой рыночной силой. Но «если более высокие цены сохранятся в течение шести месяцев или целого года, какие-то последствия обязательно возникнут».
Пандемия побудила японцев сократить расходы. Более высокие цены в ресторанах и супермаркетах могут сдерживать ожидаемое восстановление потребления после отмены чрезвычайного положения, связанного с коронавирусом.
«Потребители могут не иметь возможности покупать то, что им нужно», — подчеркнул старший экономист компании SMBC Nikko Securities Коя Миямаэ.
«Если предположить, что инфекции будут взяты под контроль, глобальное восстановление питания вне дома и спрос вырастет», — добавил Миямаэ, — Если поставки уменьшатся из-за нехватки контейнеров или других факторов, дефицит продукции, вероятно, сохранится».