Белоруссия предложила скоординировать позиции ЕАЭС по биобезопасности

Позиции по биологической безопасности призвал скоординировать в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) премьер-министр Белоруссии Роман Головченко 26 августа на заседании межправительственного совета ЕАЭС (ЕМПС).
«Я призываю еще раз вернуться к вопросу о необходимости принятия стратегии биологической безопасности ЕАЭС», — заявил Головченко.
Он отметил, что в мире регулярно появляются новые биологические угрозы. По его словам, не исключено, что ведутся исследования в области бактериологических угроз в военных целях. Он заявил, что «необходимо скоординировать совместную работу по укреплению нашей биологической безопасности».
Головченко подчеркнул, что Белоруссия разработала проект стратегии биобезопасности и направила его в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) для рассмотрения государствами-членами союза.
Белорусский премьер-министр добавил, что вопросы биобезопасности в полной мере не относятся к компетенции ЕАЭС, это больше ответственность ОДКБ, и предложил рассматривать данную проблему в плоскости гражданского назначения, а не военной безопасности.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.