В Англиканской церкви разрешили в некоторых случаях нарушать тайну исповеди
О появлении в наставлении Кентерберийской епархии «Защита детей и уязвимых взрослых от вреда» пункта, позволяющего священникам не соблюдать тайну исповеди, сообщает «Российская газета» 9 июня на своем сайте.
В недавно опубликованном руководстве для священников епархии Кентербери (старейшей в Англиканской церкви — прим. ИА Красная Весна) содержится пункт, согласно которому перед началом исповеди священник обязан обратиться к пришедшему исповедоваться со словами: «Если во время исповеди вы затронете тему, вызывающую озабоченность благополучием или безопасностью вас самих или другого лица — я обязан передать информацию соответствующим государственным службам, что означает невозможность сохранить ее в тайне».
По сути, отмечает журналист «Российской газеты», данная формулировка означает грубое нарушение старинного церковного канона и отменяет базовое право верующих — обязанность исповедника сохранять в тайне все, что ему поведано.
Принятие подобного решения взволновало британскую общественность и потому секретарь Кентерберийской епархии Джулиан Хилз был вынужден в интервью изданию The Telegraph уточнить, что мера вызвана «целым рядом неприятных случаев в Англиканской церкви». Хилз заявил, что священники через исповедь узнавали о совершенных или продолжающихся преступлениях, а сохранение таких сведений в тайне по закону делало их соучастниками преступлений. Именно этим он объяснил решение специальной группы духовенства в епархии «предоставившей священникам опору в виде наставления, чтобы они знали, как действовать в тех случаях, когда тайна исповеди входит в конфликт с обязанностью охранять жизнь и здоровье человека».
Добавим, что существенная часть наставления «Защита детей и уязвимых взрослых от вреда» посвящена теме предупреждения преступлений на сексуальной почве, в особенности в отношении несовершеннолетних.
Напомним, что исповедь — церковное таинство, во время которого верующий добровольно сообщает о своих грехах священнику и видимым образом получает их прощение от священника, а невидимым — от Бога. На заре христианства исповеди производились публично. Однако наряду с общественным признанием грехов существовала и возможность частного покаяния в присутствии одного священника. Позже, к концу VIII-IX веков публичное покаяние практически полностью было заменено на частную исповедь, в том числе чтобы открываемые в присутствии других верующих грехи не могли стать для них соблазном.
Необходимость сохранения священником в тайне услышанного на исповеди была закреплена в VI веке. В настоящее время в РФ тайна исповеди — охраняемая законом тайна, являющаяся одной из гарантий свободы вероисповедания.