Строительство норвежской шхуны в Архангельске назвали позором

Изображение: (сс0)
Поморский карбас. 1859
Поморский карбас. 1859

Шумиха вокруг «Товарищества поморского судостроения», которое сейчас строит шхуну из северной сосны по проекту норвежской шхуны «Матильда», создана только для привлечения средств и не красит Архангельск, считает кандидат исторических наук Александр Глебов, 10 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В 2017 году Александр защитил диссертацию по специальности 07.00.10 «История науки и техники» по теме: «Российское военное парусное кораблестроение XVIII–XIX веков: опыт исторической реконструкции».

Руководитель «Товарищества» Евгений Шкаруба называет строящуюся в Архангельске шхуну «поморской», а строительство этой шхуны позиционирует как культурный проект. Во время презентации он признался, что качество работы судостроителей России его не устраивает, и потому навыки деревянного судостроения в Архангельске надо «возрождать» под руководством норвежских специалистов.

Александр же считает, что строительство норвежской шхуны не укрепляет статус Архангельска, а принижает мастерство российских судостроителей в целом. Он напомнил, что в Петрозаводске давно и успешно работают верфи «Варяг» и «Полярный Одиссей», со стапелей которых сошли десятки разных деревянных судов, которые эксплуатируются как в России, так и за рубежом. Это и народные лодки, и ладьи, и драккары, и полноразмерный макет линейного корабля «Гото Предестинация».

Говорить после этого, что только норвежцы могут строить качественные деревянные шхуны, весьма странно, считает Александр, и эта странность, по его мнению, может быть объяснена финансовыми интересами некоторых представителей региональной элиты Архангельской области.

«В моих глазах (это строительство) — позор для столицы Поморского Севера», — выразил свое впечатление историк.

Он указывает на серьезное влияние московских бизнесменов в этом проекте, которые, по его мнению, сознательно принижают мастерство отечественных корабелов с целью привлечения специалистов из Норвегии.

Также он предлагает не забывать успех проекта «Грумант-58», по которому с 1992 года по 1996 год на верфи «Варяг» было построено пять шхун. Некоторые из этих судов эксплуатируются до сих пор.

Одна из них была названа Alevtina & Tuy, а позже переименована в Pickl и в 2005 году приняла участие в юбилейных и крайне значимых для Великобритании торжествах по случаю битвы при Трафальгаре. Шхуна выступила как представитель шхуны HMS Pickle, которая принесла весть о победе Нельсона в 1805 году.

Александр считает, что после этого довольно унизительно строить шхуны под руководством норвежцев и говорить, что в России не умеют строить деревянные шхуны.

Отечественные заказчики — клубы и школы юных моряков, путешественники-реконструкторы, мэрия г. Воронежа, Международный детский центр «Артек» строят деревянные парусные суда в Петрозаводске.