Строительство норвежской шхуны в Архангельске назвали позором

Изображение: (сс0)
Поморский карбас. 1859
Поморский карбас. 1859
Поморский карбас. 1859

Шумиха вокруг «Товарищества поморского судостроения», которое сейчас строит шхуну из северной сосны по проекту норвежской шхуны «Матильда», создана только для привлечения средств и не красит Архангельск, считает кандидат исторических наук Александр Глебов, 10 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В 2017 году Александр защитил диссертацию по специальности 07.00.10 «История науки и техники» по теме: «Российское военное парусное кораблестроение XVIII–XIX веков: опыт исторической реконструкции».

Руководитель «Товарищества» Евгений Шкаруба называет строящуюся в Архангельске шхуну «поморской», а строительство этой шхуны позиционирует как культурный проект. Во время презентации он признался, что качество работы судостроителей России его не устраивает, и потому навыки деревянного судостроения в Архангельске надо «возрождать» под руководством норвежских специалистов.

Александр же считает, что строительство норвежской шхуны не укрепляет статус Архангельска, а принижает мастерство российских судостроителей в целом. Он напомнил, что в Петрозаводске давно и успешно работают верфи «Варяг» и «Полярный Одиссей», со стапелей которых сошли десятки разных деревянных судов, которые эксплуатируются как в России, так и за рубежом. Это и народные лодки, и ладьи, и драккары, и полноразмерный макет линейного корабля «Гото Предестинация».

Говорить после этого, что только норвежцы могут строить качественные деревянные шхуны, весьма странно, считает Александр, и эта странность, по его мнению, может быть объяснена финансовыми интересами некоторых представителей региональной элиты Архангельской области.

«В моих глазах (это строительство) — позор для столицы Поморского Севера», — выразил свое впечатление историк.

Он указывает на серьезное влияние московских бизнесменов в этом проекте, которые, по его мнению, сознательно принижают мастерство отечественных корабелов с целью привлечения специалистов из Норвегии.

Также он предлагает не забывать успех проекта «Грумант-58», по которому с 1992 года по 1996 год на верфи «Варяг» было построено пять шхун. Некоторые из этих судов эксплуатируются до сих пор.

Одна из них была названа Alevtina & Tuy, а позже переименована в Pickl и в 2005 году приняла участие в юбилейных и крайне значимых для Великобритании торжествах по случаю битвы при Трафальгаре. Шхуна выступила как представитель шхуны HMS Pickle, которая принесла весть о победе Нельсона в 1805 году.

Александр считает, что после этого довольно унизительно строить шхуны под руководством норвежцев и говорить, что в России не умеют строить деревянные шхуны.

Отечественные заказчики — клубы и школы юных моряков, путешественники-реконструкторы, мэрия г. Воронежа, Международный детский центр «Артек» строят деревянные парусные суда в Петрозаводске.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER