Fire Factory и подобные ей инструменты на основе ИИ разработаны специально для применения в серьезном многостороннем конфликте, в тотальной войне

Палестина стала полигоном испытания боевых систем искусственного интеллекта

Принцип удовольствия, фрагмент. Рене Магритт
Принцип удовольствия, фрагмент. Рене Магритт

Израильские военные применили искусственный интеллект на фронте, претендуя на звание страны с наиболее развитым в области электроники оборонным сектором. Об этом 24 июля пишет The Rio Times.

Силы обороны Израиля (ЦАХАЛ) используют искусственный интеллект (ИИ) для оптимизации военных операций, включая выбор целей и соответствующих средств поражения, а также для управления военной логистикой.

Хотя подробности практических результатов такого применения ИИ остаются нераскрытыми, официальные лица сообщают о продолжительном использовании некой системы «для выявления потенциальных целей, способной обрабатывать обширные массивы данных», — сообщает информационное агентство Bloomberg.

Также говорится об израильской системе ИИ под названием Fire Factory, разработанной оборонным подрядчиком Rafael, которая под контролем людей-операторов выбирает средства поражения и распределяет тактические задачи между подразделениями израильских ВВС.

По словам представителей ЦАХАЛ, Fire Factory и подобные ей инструменты на основе ИИ были разработаны специально для применения в серьезном многостороннем конфликте, в условиях тотальной войны.

«То, что раньше занимало часы, теперь занимает минуты, с еще несколькими минутами для верификации человеком», — сказал Ури, полковник израильской армии, описывая систему целеуказания, основанную на компьютерной обработке большого массива первичной информации.

Несмотря на очевидные преимущества ИИ, среди израильских военных существуют опасения по поводу ответственности за ошибки ИИ, которые однажды приведут к трагическим последствиям.

Как говорится в статье, в Израиле до сих пор нет законодательной базы для определения виновных и степени их ответственности в случае трагических последствий применения военными систем ИИ.

Критики ИИ особо подчеркивают потенциальные недостатки таких автономных систем, потому что международные законы, также как и израильские, всё еще не регулируют подобные отношения и ситуации. Нет прецедентов, нет устоявшихся отношений и нет практики правоприменения.

«Когда ИИ ошибется в своих расчетах, мы даже не сможем объяснить, как это произошло, так кого же мы обвиним в этой ошибке?» — задается вопросом Таль Мимран, преподаватель международного права в Еврейском университете Иерусалима и бывший юрисконсульт армии Израиля.

Более того, многие алгоритмы для боевых систем под управлением ИИ создаются коммерческими подрядчиками или структурами министерства обороны, которые не раскрывают даже принципов принятия решений искусственным интеллектом, ссылаясь на военную или коммерческую тайну.

А тем временем практическое применение ИИ вооруженными силами Израиля ведется и даже имеет какое-то количество официальных подтверждений.

Так, например, впервые было заявлено об оперативном развертыванием Израилем ИИ и даже опубликованы отрывочные результаты его практического применения. «Похоже, что применение ИИ было проверено во время авиаударов по Газе», — пишет The Rio Times.

Сама Армия обороны Израиля еще в 2021 году назвала конфликт в Газе «первым примером войны с использованием искусственного интеллекта. <…> Впервые искусственный интеллект стал ключевым фактором, собрав наши силы в войне против врага в единый кулак», — заявил высокопоставленный сотрудник разведки, которого цитирует The Times of Israel.

Чтобы дать представление о масштабах собираемых данных, обработанных ИИ во время конфликта, он сообщил, что любая конкретная точка в секторе Газа фотографировалась не менее 10 раз в день.

Это позволило военной разведке Израиля ликвидировать несколько десятков высокопоставленных членов ХАМАС и Палестинского исламского джихада (организация, деятельность которой запрещена в РФ), причем, по словам израильских журналистов, это удалось сделать «с меньшим числом жертв среди гражданского населения».

Тогда же ЦАХАЛ впервые заявил о практике роения «десятков и даже сотен дронов», развернутых над Газой, для мониторинга тысяч ракетных запусков ХАМАС и координации атак по пусковым площадкам, что, по-видимому, является одним из первых публично признанных случаев боевого использования роя БПЛА, управляемого искусственным интеллектом.

Как заявил израильский эксперт по беспилотным летательным аппаратам Таль Инбар, это могло быть уже не первым примером боевого роения дронов, но явно первым случаем, когда Израиль официально признал это.

«Мы совершили более 30 боевых вылетов, используя рои дронов, которые собирали разведывательные данные и помогали другим дронам атаковать цели», — сказал командир роты, чье имя Times of Israel не раскрывает.

Примечателен один удар, не повлекший жертв среди гражданских лиц, но до сих пор являющийся поводом для обвинения ЦАХАЛ, — это удар по башне Джала в Газе, где размещались агентства Associated Press, Al-Jazeera и ряд других международных СМИ.

По словам израильских военных, в здании также размещалось разведывательное подразделение ХАМАС и оборудование радиоэлектронной борьбы, способное создавать помехи системам геопозиционирования израильской армии.

Военная разведка утверждает, что важность этого объекта оправдывала риски, вызванные ударом по зданию, а также решение сокрушить его целиком, а не только помещения, в которых, по мнению Израиля, размещались сотрудники ХАМАС.

Как впоследствии признались некоторые израильские официальные лица, имевшие отношение к авиаудару, они сожалеют о том, что одобрили его, учитывая значительный международный резонанс, вызванный последствиями атаки, сообщает New York Times.

Сообщается также о применении израильскими военными системы ИИ, способной просчитывать степень опасности для конкретных боевых единиц и оперативно давать рекомендации по выходу из опасной зоны. В статье описан случай, когда экипаж джипа ЦАХАЛ получил от ИИ предупреждение об опасности поражения противотанковой ракетой, однако по невыясненным пока причинам солдаты пренебрегли рекомендациями и не ушли с линии огня, в результате машина была поражена.

Армия обороны Израиля уже давно использует ИИ, но в последние годы она подключила к этим системам различные подразделения, подтверждая претензии Израиля называть себя мировым лидером в области автономных боевых систем.

Некоторые из них были созданы израильскими оборонными подрядчиками; другие, такие как камеры пограничного контроля StarTrack, которые обучаются на тысячах часов записи для идентификации людей и объектов, были разработаны армией.

В совокупности эти и подобные им системы составляют обширную цифровую архитектуру, предназначенную для обработки огромного количества видеозаписей с дронов и камер видеонаблюдения, спутниковых изображений, электронных сигналов, трафика онлайн-коммуникаций и других данных, интерпретируемых в интересах израильских военных и спецслужб.

По данным Reuters, к 2028 году Силы обороны Израиля (IDF) намерены занять почти половину своих научных кадров разработками в области искусственного интеллекта.

Этот шаг согласуется со стратегическим стремлением премьер-министра Биньямина Нетаньяху сделать Израиль передовой державой в области искусственного интеллекта. Однако, как замечает The Times of Israel, переход к ИИ неизбежно натолкнется на кадровые проблемы ЦАХАЛ, в силу нехватки персонала, компетентного в разработке и эксплуатации систем ИИ.