МВД Великобритании незаконно изымало телефоны у беженцев — суд
Высокий суд Великобритании признал незаконной политику министерства внутренних дел отбирать телефоны у прибывающих просителей убежища, 25 марта пишет The Independent.
Трое пострадавших подали в суд иск с требованием отменить требование ВМД страны. По словам адвокатов заявителей, официальные лица угрожали им уголовным наказанием, если они не предоставят коды для разблокировки своих телефонов. Данные, хранившиеся в их телефонах, позже были извлечены. Их адвокаты утверждают, что у тысяч других людей, прибывающих в Великобританию на небольших лодках, конфисковали телефоны, а данные сотен других людей были скопированы. По словам адвокатов, телефоны троих заявителей были возвращены только спустя несколько месяцев после начала судебного процесса.
Суд постановил, что эта политика была незаконной и нарушала законы о правах человека и защите данных.
В дело вмешалась правозащитная НКО Privacy International. В ее говорилось, что Прити Пател отрицала существование телефонной политики, но признала конфискацию телефонов и копирование данных, которые все еще хранятся в Министерстве внутренних дел.
Министр внутренних дел утверждала, что сотрудники иммиграционной службы имели право — в соответствии со статьей 48 Закона об иммиграции 2016 года — обыскивать прибывающих, забирать их телефоны и извлекать данные с устройств.
Тем не менее, Верховный суд постановил, что закон не может быть использован для проведения личных обысков и, как следствие, обыски у заявителей и последующее изъятие их телефонов были незаконными и по этой причине. Эта политика также нарушила их право на семейную и частную жизнь в соответствии со статьей 8 Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ), постановил суд.
Требование Министерства внутренних дел предоставить коды разблокировки телефонов под угрозой уголовного наказания также было признано незаконным и нарушающим права человека.
Клэр Дженнингс из Gold Jennings — адвокатской фирмы, представлявшей интересы истца HM, — заявила: «Такое систематическое извлечение личных данных уязвимых просителей убежища, которые не подозревались ни в одном преступлении, было поразительным и беспрецедентным посягательством на фундаментальные права на неприкосновенность частной жизни».
«Сегодняшнее решение предоставило столь необходимые разъяснения в отношении полномочий сотрудников иммиграционной службы по обыску и изъятию и подтвердило вне всяких сомнений, что политика министра внутренних дел по изъятию всех мобильных телефонов у прибывающих небольших судов была незаконной», — подчеркнули адвокаты.