1. Экономическая война
  2. Алмазный бизнес
Габороне, / ИА Красная Весна

Ботсвана требует пересмотра методов G7 по борьбе с российскими алмазами

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Шахматы. Переговоры
Шахматы. Переговоры

Процесс консультаций с «Большой семеркой» о том, что предпринимаемые ими меры для предотвращения попадания российских алмазов на их рынок не должны нанести вреда другим производителям алмазов, таким как Ботсвана, сравнил с проведением слона по посудной лавке Мбонгени Мгуни, ботсванский журналист-обозреватель в статье, опубликованной 2 февраля в газете Mmegi Online.

Правда, журналист позаимствовал это сравнение у ветерана алмазного сектора Мартина Рапапорта, председателя Rapaport Group, основателя Rapaport Diamond Report и сети онлайн-торговли алмазами RapNet, которой именно так назвал прошедшие ранее переговоры игроков алмазной отрасли с представителями G7.

Еще в апреле прошлого года руководство De Beers, чье партнерское предприятие с Ботсваной производит наибольшее количество алмазов в мире по стоимости, встретилось с представителями госдепартамента США, после того как получила сообщения о том, что G7 вводит более жесткие санкции против алмазов из России.

По поводу той встречи исполнительный вице-президент De Beers по торговле алмазами Пол Роули сообщил, что в ходе дискуссии стороны пытались найти пути, чтобы любые дальнейшие шаги против российского алмазного сырья не повлияли случайно на добычу в таких странах, как Ботсвана, или на торговлю в регионах, которые не находятся под санкциями.

Однако гладко было на бумаге. Часть более жестких мер, принятых G7, гласит, что с сентября все бриллианты должны направляться в Антверпен для сертификации, которая подтвердит, что камни не российского происхождения. То есть этот шаг «Большой семерки» представляет собой возвращение Европе статуса центра мировой торговли алмазами в то время, когда Африка и Ботсвана позиционируют себя как центр мировой алмазной промышленности.

Правительство Ботсваны заявило, что эти переправки алмазов в Антверпен и обратно увеличат затраты и создадут логистические кошмары в момент, когда отрасль переживает спад спроса, приведший к снижению цен и сильно затронувший благополучие производителей, огранщиков, ювелиров и зависимые от алмазов экономики, такие как у Ботсваны.

Именно Ботсвана изо всех стран Африки, на которые может негативно повлиять создание единого узла в Антверпене, является наиболее уязвимой, поскольку ее экономика во многом зависит от алмазов, обеспечивающих основную часть поступлений в иностранной валюте и значительную долю бюджетных доходов.

Высокопоставленные чиновники из канцелярии президента и министерства полезных ископаемых и энергетики Ботсваны недавно принимали у себя техническую группу стран «Большой семерки», которая заявила, что прибыла в Габороне для консультаций по поводу планируемых санкций против России.

Официальные лица страны отвезли команду на всемирно известные рудники и современные предприятия по огранке и полировке алмазов в столице и продемонстрировали ведущие мировые системы сертификации и прослеживаемости, которые отслеживают путь даже самых маленьких камней буквально от шахты до кольца на пальце.

Чиновники объяснили гостям важность алмазов для развития Ботсваны и то, как даже самые незначительные и мимолетные сбои могут нанести сильный вред важнейшим секторам страны, таким как образование, здравоохранение и другим.

Слона вроде бы провели через посудную лавку, но команда G7 отбыла, не дав никаких гарантий. В своем недавнем первом публичном заявлении по поводу сложившейся ситуации президент Масиси как главный дипломат страны проявил заметно сдержанную ноту в изложении своей стратегии взаимодействия:

«Мы небольшая, почти полностью основанная на сырье экономика, но у нас дипломатические отношения со всеми странами — членами G7, и, как всегда бывает между друзьями, вы слушаете друг друга и соотносите риски для обеих сторон. Поэтому мы продолжим переговоры», — сказал он в Касане на прошлой неделе.

Журналист напомнил, что в прошлом году, когда переговоры о новой алмазной сделке с De Beers затянулись, Масиси перешел в конце переговоров к системе «кнута и пряника».

Явно раздраженный после пяти лет безуспешных переговоров, президент занял твердую позицию на сверхсекретных переговорах, которую позже публично подтвердили члены правительственной переговорной команды, а также руководители De Beers: «От вашего имени, — заявил он членам команды, — я отказываюсь от этого соглашения о рабстве; нам придется его выбросить».

«Даже если на нас подадут в суд за это, мы отказываемся, потому что правда в том, что доходы от этих алмазов должны быть направлены в пользу народа Ботсваны».

«Вы нанимаете пастуха для своего скота из-за его опыта, а он говорит, что скот принадлежит ему. Но он по-прежнему пастух», — сказал Масиси, имея в виду ботсванские алмазы.

Однако тогда, на первый взгляд, соотношение сил было сбалансированным, поскольку, хотя De Beers и является самым важным экономическим игроком в стране, но и Ботсвана в равной степени является на глобальном уровне самым важным экономическим субъектом De Beers.

Только что заключив историческую сделку с De Beers, президент Мокгвитси Масиси снова оказывается в очередном противостоянии, на этот раз с еще более крупным гигантом — мировыми сверхдержавами. Его первоначальные комментарии по этому вопросу показывают, что он всё глубже копается в своем дипломатическом арсенале, пишет Мбонгени Мгуни.

Читайте также: Ограничения G7 на торговлю алмазами негативно повлияют на Намибию — министр