Статистика смертности при язве желудка в России хуже, чем в СССР — Варзин

Статистика смертности от перфорации, кровотечений при язве желудка и двенадцатиперстной кишки в современной России хуже, чем во времена СССР, заявил 20 ноября доктор медицинских наук Сергей Варзин, выступая на XX международном конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала; проблемы и пути их решения», сообщает ИА Красная Весна.
Профессор рассказал, что он изучил книгу профессора кафедры госпитальной хирургии Минского медицинского института Стельмашонка Ивана Моисеевича о прободной язве желудка и двенадцатиперстной кишки, отражающей данные советской хирургии. Книга была опубликована в Минске в 1938 году. В ней приведена статистика смертности от осложнений при язве желудка за три периода.
С 1900 по 1917 год послеоперационная летальность в первые шесть часов составляла 22%, а у больных, поступивших спустя сутки, 80%. Во второй период, с 1918 по 1928 годы, в России строятся больницы, вводятся отделения неотложной хирургии, строятся институты скорой помощи.
В третий период — с 1929 по1935 год — происходит активное развитие советской хирургии и медицины. В этот период летальность больных с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки в первые 6 часов составляет уже 6,6%. Послесуточная летальность еще остается высокой. Но в статистике появляются уже другие города страны.
Варзин также продемонстрировал актуальную структуру исходов больных с перфорацией хронических язв по данным главного хирурга России, академика РАН, профессора, доктора медицинских наук Амирана Ревишвили, который опубликовал эти данные за длительный период времени. Однако при интерпретации этих данных необходимо учитывать одну особенность — по статистике больниц в России стало в 4 раза меньше, чем в 1990-м году.
«Было 23 тысячи. Сегодня последняя цифра— 5177. Академик Ревишвили дает статистику даже не по 5 тысячам больниц, а по половине. Где-то 2,5 тысячи больниц», — пояснил профессор Варзин.
Согласно этим данным, в настоящее время летальность высокая, она выросла и составляет 14,6%. Для сравнения, в прошлом году летальность была 13,4%. При этом 77% из числа всех умерших составили больные, поступившие в медучреждение по прошествии суток. По статистике среди больных, поступивших с кровотечением, умерло 6%, спустя сутки — 11%.
Варзин отметил, что если посмотреть данные по регионам, то эти данные по перфорации и по кровотечению сильно отличаются от эталона Москвы в худшую сторону — в 2024 году в регионах летальность составляла и 33%, и 50%, и даже 70%.
Профессор считает, что это связано с недостаточностью числа больниц, недостаточностью оснащения этих больниц, в том числе эндоскопического оборудования, недостаточностью поставок препаратов крови, нехваткой хирургов, ухудшением системы подготовки хирургов, аккредитации, выгоранием хирургов низкими окладами.
«Официальные цифры — коэффициент совместительства хирурга — 1,5, коэффициент совместительства анестезиолога — 1,7. На Дальнем Востоке — 2,0. Это официальные цифры. Это о чем говорит? О том, что на ставку хирург прожить не может, и он должен брать дополнительную нагрузку» — подчеркнул Варзин.
Также он отметил, что эти данные говорят о том, что если бы хирург работал на одну ставку, примерно 30% хирургов штатных должностей были бы сейчас свободны и их некем было бы заполнить.
«То же самое, такая же логика и для анестезиологов. Поэтому рост летальности при кровотечениях, при перфорациях, конечно же, связан с большими проблемами в организации оказания помощи и в организации высшего медицинского образования», — заявил доктор медицинских наук.