1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Юристы изучили, как заставить Великобританию вернуть скульптуры Парфенона

Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1882
Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1882

Книгу-исследование о том, как можно заставить Великобританию вернуть Греции похищенные лордом Элгином скульптуры Парфенона, написал британский королевский адвокат Джеффри Робертсон, сообщает 11 ноября греческое издание Kathimerini.

Книга под названием «Кому принадлежит история? Трофеи Элгина и дело о возвращении разграбленного сокровища» вышла 5 ноября. В ней сведены результаты многолетних исследований группы юристов, работа которых над проблемой началась в 2011 году, когда заместитель министра иностранных дел Греции задал Робертсону вопрос, может ли законодательство о правах человека помочь вернуть скульптуры Парфенона.

С тех пор правительство Греции несколько раз сменилось, вместе с ним менялась и политическая воля, но исследование продолжалось. Выводом стало то, что коллекция может и должна быть возвращена в Грецию.

Оказалось, что Элгин не только незаконно вывез коллекцию, но и солгал Парламенту Великобритании, когда заявил, что вывозом спас коллекцию от турок, под властью которых Греция находилась в то время. Были открыты некоторые подробности отношений Греции и Великобритании, такие как непубличное признание Маргарет Тэтчер, что скульптуры хорошо бы вернуть Греции в порядке благодарности за роль страны во Второй мировой войне.

Исследование показало, что в законодательство Великобритании уже вносились поправки для возврата некоторых предметов из британских музеев. Таким образом, был разбит главный довод Британского музея о том, что британское законодательство не позволяет проводить какие-либо перемещения экспонатов.

Робертсон посетовал, что министр культуры в правительстве Алексиса Ципраса, видимо, из соображений тщеславия, публично заявил, что отклонил предложение воспользоваться юридическими наработками группы — еще даже до того, как предложения были подготовлены. Когда же 600-страничный документ был в действительности предоставлен правительству на рассмотрение, его авторы даже не получили подтверждения получения.

Вопрос о возврате скульптур мог также быть поставлен при обсуждении условий Brexit. Однако, как отметил Робертсон, «вопросы культуры были полностью проигнорированы брюссельскими бюрократами».

Юрист уверен, что дело мраморов Элгина воодушевит и другие страны к тому, чтобы справедливо потребовать вернуть свои артефакты из музеев мира. Вместе с тем он считает, что дело скульптур Парфенона настолько уникально, что не создаст значимого юридического прецедента. По убеждению Робертсона, может быть только одно препятствие к возврату предмета культурного наследия людям, частью истории которых оно является, — когда сам возврат сопряжен с опасностью для этого предмета.

Отметим, это не единственное исследование проблемы возврата коллекции Элгина. В 2012 году австралийский адвокат Кэтрин-Магнолия Фили представила свою книгу с анализом прецедентов возврата древних артефактов, представляющих религиозную ценность для определенной группы людей, которая претендует на возврат этих артефактов. Она уверена, что на практике культурные основания не могут послужить причиной возврата коллекции, поскольку такой прецедент пошатнул бы статус музеев всего мира. Однако апелляция к религиозному значению артефактов для ныне живущих людей адресуется к правам человека и должна стать основным аргументом Греции в притязаниях на коллекцию.

Лорд Томас Брюс, 7-й граф Элгин (Элджин) собрал коллекцию скульптур и архитектурных произведений с разрешения турецкого правительства, когда служил послом в Османской империи. Добившись разрешения на вывоз скульптур, Элджин потратил 10 лет — с 1802 по 1812 годы — на то, чтобы перевезти скульптуры в Лондон, где они стали его частной коллекцией. Через несколько лет его стали упрекать в мошенничестве и вандализме, и в конечном итоге его коллекция была выкуплена государством за 35 тысяч фунтов.

В 2009 году в Афинах был открыт новый музей Акрополя, что сняло довод Великобритании о том, что коллекция сохранится в Лондоне лучше, чем в Афинах. Однако Британский музей отказал в возврате коллекции, ссылаясь на то, что максимальная общественная польза от коллекции будет именно в Британском музее, где она соседствует с артефактами других периодов мировой истории.

В 2014 году один из экспонатов коллекции был временно передан в Эрмитаж. Премьер-министр Греции Антонис Самарас заявил, что после этого шага аргумент Великобритании о том, что скульптуры нельзя перемещать, более не имеет силы. Однако в 2015 году правительство нового премьер-министра Ципраса отказалось от судебных исков к Великобритании, что было истолковано как дополнительное подтверждение незаконности притязаний Греции на сокровищницу.