Аналитик: есть предчувствие «точки невозврата» в йеменской войне

Изображение: Евгений Давыдов© ИА Красная Весна
Война в Йемене
Война в Йемене

Победа йеменских повстанцев-хуситов в провинции Мариб может стать точкой невозврата в почти семилетней войне, заявила эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики (TWI) Элана ДеЛозье 1 июля, следует из публикации на сайте TWI.

За последний год хуситы активизировали боевые действия в Марибе, а также атаки ракетами и беспилотниками на саудовской территории. Но противники хуситов по-прежнему претерпевают внутренние распри и не могут объединиться.

Хуситам оказалось труднее захватить провинцию Мариб, чем они рассчитывали: за последний год не раз сообщалось о значительных потерях в боях. Однако многие наблюдатели опасаются, что в конечном итоге повстанцы смогут захватить ее.

«Мариб имеет значение, потому что это последний крупный оплот Йеменской национальной армии на севере, где сосредоточена большая часть природных богатств страны, и потенциальные ворота на юг, где хуситы могут напрямую воспользоваться [в свою пользу] разногласиями между правительством и Южным переходным советом (ЮПС). В итоге многие считают, что падение Мариба станет точкой невозврата для конфликта», — отметила научный сотрудник TWI Элана ДеЛозье.

На этом фоне Саудовская Аравия предложила серьезные уступки, такие как ослабление ограничений в отношении порта Ходейда и открытие аэропорта Саны для некоторых направлений. Тем не менее, хуситы не согласились на это, вероятно, стремясь достичь еще больших выгод без особых затрат.

Оман попытался переломить переговорную ситуацию направив делегацию к хуситами в Сану, что нехарактерно для него. «Почему оманцы внезапно приняли стиль челночной дипломатии, который чаще всего ассоциируется с Кувейтом?.. Наиболее вероятно, что они пришли к выводу, что война подходит к неприемлемой точке, возможно, опасаясь, что в конечном итоге она будет более непосредственно угрожать их национальной безопасности», — считает ДеЛозье.

В любом случае усилия Омана не увенчались успехом. У Маската мало дипломатических рычагов, чтобы повлиять на хуситов. Возможно диалог с повстанцами был направлен на «установление необходимых отношений с Саной для будущей сделки».

Часть экспертного сообщества выдвигает гипотезу о том, что хуситы просто тянут время, чтобы их союзник — Иран «мог разыграть Йемен в качестве карты на проходящих в Вене ядерных переговорах», — добавила аналитик. Это означает, что соглашение, достигнутое на текущем этапе, превратит военные достижения хуситов в политические выгоды.

Те же эксперты настаивают на силовом решении: противники хуситов должны сплотиться и «вытеснить повстанцев из Мариба». Однако разобщенность между ними пока оборачивается присутствием ограниченного контингента в Марибе. Кроме того, Эр-Риядское соглашение 2019 года, направленное на прекращение столкновений между силами правительства Йемена и Южного переходного совета, остается в значительной степени невыполненным, а напряженность между сторонами вновь резко выросла.

Читайте также: Визит президента Йемена в США существенно повлиял на бои за Мариб

Напомним, весной 2021 года хуситы активизировали свои атаки на Мариб — административный центр одноименной провинции. Пока им не удается завладеть городом, однако эксперты спрогнозировали обострение конфликта в июле и ожидают широкомасштабного наступления на город.

Читайте также: Международная кризисная группа изменила прогноз по Йемену

Также отметим, что Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy) — это американский произраильский аналитический центр основанный в 1985 году, который позиционирует себя как субъект «продвижения сбалансированного и реалистичного понимания американских интересов на Ближнем Востоке» и лоббирует соответствующую политику.