1. Культурная война
  2. Современное искусство
Рим, / ИА Красная Весна

Статуя фашистского изобретателя в Риме оказалась фейком

Изображение: LEXSN, pixabay, cc0
Вандализм
Вандализм

Фальшивый бюст Гульельмо Маркони в парке Вилла Боргезе в Италии был установлен и раскрашен аэрозольной краской, чтобы привлечь внимание к манипулированию правдой в СМИ, пишет обозреватель The Art Newspaper Джеймс Имам 10 декабря.

Когда статую фашистского изобретателя Гульельмо Маркони нашли оскверненной в римском парке, все подумали, что это протест со стороны левых активистов.

Группа под названием Creare è distruggere разместила на Facebook 12 сентября видео о том, как статую раскрашивают аэрозолем. К посту добавлена подпись: «Можно ли терпеть почитание людей, превративших фашизм в менталитет?».

За этим последовала бурная дискуссия в социальных сетях, а газета Il Giornale назвала инцидент актом «антифашистской мести». Фабио Валлетта, командующий карабинерами в Риме, объявил, расследует это дело.

Однако пять недель спустя художник-концептуалист показал, что все это была тщательно продуманная мистификация. В интервью, опубликованном 17 октября в газете Corriere della Sera, Карло Мангиафеста объяснил, что он сам установил статую в парке.

Этот дерзкий трюк выделил Мангиафесту на карте андеграундного искусства Италии. Некоторые комментаторы изображают проект как размышление о манипулировании правдой в эпоху фейковых новостей, в то время как другие сравнивают итальянца с Бэнкси, пишет The Art Newspaper.

За последние месяцы в Италии были испорчены многочисленные статуи, в том числе бюст колонизатора Индро Монтанелли в миланском парке в июне прошлого года. Мангиафеста разместил свою статую Маркони, который служил Муссолини президентом Королевской академии Италии, в парке Вилла Боргезе, расположенном на холме Пинчиан.

Страница в Википедии под названием Busti del Pincio («Бюсты холма Пинчио») была обновлена после исполненного автором трюка. На странице указывалось, что на холме находится 229 бюстов.

«То, что страница Википедии была обновлена, символизирует то, как мы сегодня создаем „правду“», — говорит Джанмикеле Лайно, директор цифрового медиа-издания Giornalettismo. «Википедия — это открытый источник для совместной работы. Если во что-то верит достаточное количество людей, это считается правильным», — добавил он.

Ренато Франко, журналист Corriere della Sera, который раскрыл мистификацию, а также знал Мангиафеста до инцидента, и художник даже предупредил его о готовящейся акции. По словам Франко, произошедшее ярко показывает, насколько поверхностно работают СМИ.

Биографические данные Мангиафесты трудно определить. Художник, которого обычно называют римлянином, сообщил The Art Newspaper, что ему 17 лет, а в статье, опубликованной в La Stampa в октябре 2020 года, ему было 24 года. «Я предполагаю, что ему чуть больше 20», — прокомменировал возраст андеграундного художника Лайно.