Парламент Марокко начал обсуждение реформы семейного кодекса
Палата представителей Марокко провела заседание, посвященное оценке марокканского семейного кодекса — Мудаваны, принятого в 2004 году, а также обсуждению возможности внесения в него поправок, 14 марта сообщает MWN.
На встрече, организованной под названием «Семейный кодекс перед лицом социальных проблем и культурных ограничений», обсуждались детские браки, равенство и справедливость в марокканских семьях, а также гендерное равенство и устойчивое развитие.
По словам участников, современные реалии требуют внесения поправок в семейный кодекс, чтобы создать баланс между исламским учением и реалиями современного марокканского общества.
Генеральный секретарь Народного движения Мохамед Уззин сказал, что введение Мудаваны в 2004 году стало «тихой революцией» с точки зрения прав человека и гендерного равенства. Однако он утверждал, что Семейный кодекс столкнулся с проблемами в отношении его реализации, а также с неправильным толкованием некоторых его положений.
Хотя Уззин признал, насколько прогрессивны некоторые законы Мудаваны, он утверждал, что их недостаточно, чтобы гарантировать женщинам их права и обеспечить гендерное равенство. Он призвал к глубоким дебатам, выходящим за рамки законодательной базы и учитывающим культурные и экономические аспекты.
В феврале 2004 года марокканский парламент принял Мудавану, заменив Кодекс личного статуса (PSC), который был разработан в 1958 году после обретения страной независимости.
Новым семейным кодексом были введены прогрессивные законы, регулирующие различные аспекты семейного права, включая брак, развод, полигамию, наследование и опеку над детьми. В целом новизна семейного кодекса была направлена на защиту прав женщин и детей и продвижение принципов справедливости и равноправия в марокканской семье.
Выступая на заседании Палаты представителей, президент Организации женщин-хараки Нежа Бушареб подчеркнула необходимость пересмотра Семейного кодекса с целью выявления его недостатков, служащих основой для неправильного толкования его положений.
Призывая к обновлению семейного кодекса, Бушареб сказала, что он должен соответствовать «духу» Конституции 2011 года, международным конвенциям, одобренным Марокко, и Новой модели развития.
Кроме того, она утверждала, что конечной целью этого шага является укрепление семейной и социальной солидарности при вдумчивом и ответственном устранении социальных табу.
Председатель Народного движения в Палате представителей Дрисс Сентисси повторил замечания Уззина и Бушареб, подчеркнув существующие недостатки семейного кодекса после почти 20 лет его применения.
Сентисси призвал к внесению поправок и изменений в соответствии с подходом, который сочетает в себе принципы ислама и наилучшие интересы семьи, женщин и детей.
Этот шаг был сделан через два дня после того, как несколько марокканских ассоциаций и борцов за права женщин приняли участие в акции протеста на площади ООН в Касабланке, призывая к реформе семейного кодекса.
«Пришло время перемен… Спустя 19 лет после последней реформы Мудавана женщины все еще не имеют таких же прав, как мужчины», — заявило марокканское феминистское движение «7ачак», организовавшее и возглавившее протест.
Протестующие требовали новой Мудаваны, «где гендерное равенство будет эффективно», с Уголовным кодексом, который гарантирует права женщин на собственное тело, и правовой системой, которая «эффективно защитит женщин от насилия».