«Утром — глина, вечером — дух»: ученые выяснили, как развивался наш мозг


Мозг человека разумного (Homo sapiens), прежде чем оформиться, набрал определенную критическую массу, которая почти не изменилась по сей день. Доказавшие это немецкие ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка опубликовали статью с сообщением об открытии в научном журнале Science Advances, 26 января сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Исследователи проанализировали эндокранные слепки (слепки рельефа на внутренней поверхности черепной коробки) с помощью компьютерной томографии. Для изучения были выбраны 20 окаменелостей Homo sapiens, разбитых на три подгруппы в соответствии с геологическим возрастом. Первая включала образцы возрастом от 300 до 200 тысяч лет, вторая — от 130 до 100 и, наконец, третья — от 35 до 10 тысяч. В сравнительных целях исследовались окаменелости человека прямоходящего (Homo erectus), его европейской разновидности (Homo heidelbergensis) и неандертальца (Homo neanderthalensis), а также выборка из 89 ныне живущих людей с максимально разнообразной формой черепа.

По результатам исследования было установлено, что мозг Homo sapiens в ходе эволюции сперва достиг более-менее постоянного размера и лишь затем постепенно стал приобретать ту форму, которая характерна для нас и наших современников. Так, анализ древнейших (около 315 тысяч лет) окаменелостей Homo sapiens из пещеры Джебель-Ирхуд (Марокко) не выявил различия в объеме мозга между нами и этим «первочеловеком» разумным. Что же до морфологических различий, то, будучи очень далек по форме от ныне живущих людей, мозг человека из пещеры Джебель-Ирхуд являл собой нечто среднее между мозгом неандертальца и Homo erectus.

Характерно, что обратная зависимость между размером мозга и возрастом ископаемых останков прослеживается как раз вплоть до окаменелостей из пещеры Джебель-Ирхуд и других древнейших образцов Homo sapiens (коэффициент корреляции R = –0,84). После этого рост мозга практически останавливается (коэффициент корреляции R = –0,02), и природа, подобно скульптору, принимается за его тонкую «формовку».

Интересно, как именно происходила глобуляризация мозга (его округление за счет опережающего развития височных и теменных долей, а также мозжечка) при переходе от предков Homo sapiens, живших 200–300 тысяч лет назад, к людям, населявшим нашу планету на 100–170 тысяч лет позже. Так, морфологические изменения почти не затрагивали область передней и средней черепной ямок, то есть ту часть основания черепа, которая служит «интерфейсом» между лицевой и мозговой его частями. Финальная «отделка» этих участков, как и всего мозга целиком, происходила на поздних этапах эволюции и в основном завершилась в 35–100 тысяч лет назад.

Отметим, что результаты исследования согласуются с наблюдениями эмбриологов: динамика более чем 300-тысячелетнего развития Homo sapiens повторяет те изменения, которыми сопровождается глобуляризация мозга у плода в утробе матери. Так, например, ускоренный рост мозжечка в течение 3 первых месяцев жизни эмбриона соответствует аналогичному процессу в эволюционном масштабе. Кроме того, этапы глобуляризации мозга согласуются с развитием материальной культуры человечества, если судить об уровне этой культуры по археологическим находкам.

Комментарий редакции

Антропологические исследования в советское время покоились на прочном этическом фундаменте, коль скоро тогдашняя идеология была замешана на идеалах светского гуманизма. Именно поэтому такие корифеи, как М. Герасимов, вдохновенно трудились во славу науки о человеке, не боясь, что где-то неподалеку заведутся охотники «помериться черепами».

Сейчас же, когда биоэтика так печется о правах лабораторных животных, зато эксперименты над людьми вот-вот лишатся этического сопровождения, всем ответственным антропологам — как, впрочем, и тем же генетикам — приходится быть начеку. Ведь опыт нацистской Германии уже однажды показал, что от краниологии (науки о вариациях в строении черепа) до френологии (человеконенавистнической лженауки о связи этого строения с психикой) всего один шаг и он короче, чем кажется многим.