Дом Кавоса на Большой Монетной улице в Петербурге признали памятником
Особняк инженера Евгения Кавоса на Большой Монетной улице, перестроенный позднее в доходный дом, включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения, сообщает пресс-служба комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга 20 декабря на официальном интернет-портале городской администрации.
Особняк был построен в 1896 году по проекту зодчего Леонтия Николаевича Бенуа для надворного советника и директора горнозаводского общества, инженера Евгения Цезаревича Кавоса. Дом стал одной из первых и наиболее весомых построек при становлении модерна.
Особняк Кавоса выделялся на фоне поздней петербургской эклектики укрупненностью форм и тщательной проработкой деталей. Как отмечал историк архитектуры Б. М. Кириков, Леонтий Бенуа выступил с позиций мастера старой школы, откликающегося на свежие веяния. «Он опирался на опыт „кирпичного стиля“ и вместе с тем, по его собственному признанию, „вдохновился“ одной виллой во Франции, которая ему „очень нравилась“», — писал Кириков.
В конце XIX — начале XX веков в особняке бывали И. Е. Репин, А. И. Куинджи, П. П. Чистяков, А. Ф. Кони, И. И. Толстой. В начале XIX века здесь жили историк И. М. Гревс, географ Э. Ф. Лесгафт, ученый-энергетик Г. О. Графтио.
В 1907–1912 годах особняк был перестроен в доходный дом по проекту ученика и помощника Леонтия Бенуа — Василия Михайловича Андросова. Была сделана надстройка, здание расширено как по Каменноостровскому проспекту и Большой Монетной улице, так и по его дворовой части. В 1914 году в одной из квартир этого дома прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская устроила на свои средства лазарет на 20 кроватей для тяжелораненых.
Отмечается, что дом Кавоса является образцом архитектуры Петербурга рубежа XIX–XX веков, сочетающим в себе элементы старой архитектурной школы, кирпичной архитектуры и «новофранцузского» стиля. Историко-архитектурную и эстетическую ценность представляет сохранившееся архитектурно-художественное решение фасадов, которое соответствует первоначальному замыслу архитекторов.
В интерьере дома сохранились подлинные элементы декора. Это исторические покрытия полов, мраморные колонны, живописная отделка, металлодекор и оконные заполнения.
Дом Кавоса неоднократно являлся площадкой для съемок кинокартин. Так, парадная лестница дворового флигеля показана в фильмах «Неоконченная повесть» 1955 года и «Ленинград. Ноябрь» 1990 года. В фильмах «Колье Шарлотты» 1984 года и «Сестры» 2002 года съемки проводились во внутреннем большом дворе и на Большой Монетной улице.
В настоящее время здание сохраняет жилую функцию.