1. За рубежом: реальный мир
  2. Борьба с коррупцией
Виндхук, / ИА Красная Весна

Главный разоблачитель по коррупционному делу Fishrot приедет в Намибию

Изображение: Неизвестный последователь Иеронима Босха. Видения Тундала (фрагмент). 1485
Коррупция
Коррупция

Свое участие в предстоящем судебном разбирательстве по делу Fishrot подтвердил Йоханнес Стефанссон, бывший генеральный директор отделения Samherji в Намибии, разоблачивший коррупционную схему норвежской рыболовецкой компании Samherji и высшего руководства Намибии, 15 ноября сообщает газета The Namibian.

Стефанссон заявил, что планирует вернуться в Намибию для дачи показаний, чтобы убедиться в том, что обвиняемые в одном из самых громких коррупционных скандалов в стране предстанут пред судом.

Выступая на Desert Radio в четверг, в третью годовщину скандала, Стефанссон сказал, что готов сам заплатить за свою безопасность, чтобы вернуться в Намибию:

«Я полностью осведомлен обо всех рисках и вовлеченных людях, а также о том, с чем следует быть осторожным, поэтому у меня будет собственная защита, и мы хорошо спланируем и выработаем стратегию. Я приеду, и мы закончим это», — заявил он.

Стефанссон сказал также, что после разоблачения опасения за свою безопасность уже стали его образом жизни.

«После того как я сделал это разоблачение в Намибии в августе 2018 года, меня пытались убить несколько раз. Я полностью осознавал, во что ввязываюсь, и знал, что риск только возрастет. К сожалению, это часть крупного коррупционного скандала, и нам просто нужно разобраться с этим, потому что, имейте в виду, что это часть синдиката организованной преступности», — сказал Стефанссон.

Эксперты отмечают, что спустя три года после разразившегося скандала Fishrot политики всё также не хотят реформировать рыболовный сектор Намибии и закрывать лазейки, способствующие коррупции.

Директор Института исследований государственной политики (IPPR) Грэм Хопвуд заявил, что правительство почти ничего не сделало для снижения риска коррупции в рыболовном секторе.

Хопвуд сказал, что такие риски несет действующий Закон о морских ресурсах от 2015 года, который позволяет министру рыболовства действовать по своему усмотрению. Он указал, что системы распределения прав и квот на вылов рыбы по-прежнему засекречены.

Он считает, что одна из причин задержки реформы рыболовства кроется в том, что многие члены парламента имеют деловые интересы в секторе рыболовства. «Я не думаю, что внутри правительства есть большой позыв к реформам, и политическая воля на самом деле отсутствует».

Хопвуд напомнил, что когда Альберт Кавана занял пост министра рыболовства после разоблачений по делу Fishrot, он сделал ряд заявлений о том, что неточности в Законе о морских ресурсах будут устранены, однако в этом отношении ничего сделано не было.

«Очевидно, что это всё та же история, когда реализация решений и действия в Намибии занимают довольно много времени. Но в данном конкретном случае, я думаю, это коренится в том факте, что существует много корыстных интересов в рыбной промышленности для извлечения выгоды из существующих лазеек. Коррупционных скандалов может быть больше, но всё секретно», — сказал директор IPPR.

Журналистка Джемайма Бьюкес, также выступавшая в той передаче на Desert Radio, во время беседы заявила, что раскрытие коррупции в Намибии по-прежнему является проблемой для журналистов страны.

«Да, люди будут говорить вам всё что угодно и даже пообещают предоставить вам документы, но они никогда не придут поделиться ими с вами, потому что мы такое маленькое, сплоченное общество, и люди боятся судебного преследования», — сказала журналистка.

Между тем, в заявлении, опубликованном в минувшие выходные, IPPR и Transparency International Iceland призвали к восстановительному правосудию для жертв Fishrot.

В заявлении говорится: «Fishrot — крупнейший коррупционный скандал в истории Намибии и Исландии. Известно, что стоимость транзакций, отмеченных Центром финансовой разведки Намибии как подозрительные в связи со схемой Fishrot, составляет около $650 миллионов. Это оказало разрушительное воздействие на рыбную промышленность Намибии, местные рыбацкие общины и экономику в целом. Тысячи местных рыбаков потеряли работу. Воздействие, несомненно, будет ощущаться поколениями».

Обе организации считают, что необходимо сделать больше. Они призвали исландскую рыболовную корпорацию Samherji принять участие в процессе возмещения ущерба и реабилитации пострадавших, в оценке нарушений прав человека и экономических последствий деятельности Samherji в Намибии. А также осуществить полное возмещение нанесенного компанией ущерба пострадавшим сообществам, содействовать оперативному механизму рассмотрения жалоб пострадавших для решения конкретных проблем местных сообществ и отдельных лиц.