Окрас шерсти собак был заложен в ДНК еще до того как они «стали собаками»

Изображение: (сс) Rego Korosi
Собака

Узоры на собачьей шерсти были заложены в их геноме еще 2 миллиона лет назад. К такому неожиданному выводу пришли ученые в исследовании, опубликованном 12 августа в журнале Nature Ecology & Evolution.

Собаки бывают всех форм и размеров, но различия в цветовых узорах обеспечивают некоторые из их наиболее отличительных характеристик. Исследование Калифорнийского университета в Дэвисе выявило структурные варианты, которые контролируют экспрессию сигнального белка агути, или гена ASIP, в двух отдельных местах, чтобы получить пять отличительных цветовых узоров собаки. Эти различные паттерны широко распространены и встречаются у сотен пород собак и сотен миллионов собак по всему миру.

При этом ученые обнаружили, что генетическая комбинация для одного из рисунков шерсти — доминирующего желтого цвета, или DY, — общая для арктических белых волков и, на основе филогенетического анализа, произошла от вымершего семейства псовых, которое отделилось от серых волков более 2 миллионов лет назад.

«Хотя мы думаем обо всех этих различиях в цвете шерсти у собак, некоторые из них произошли задолго до того, как „собаки“ стали собаками, — сказала профессор Даника Баннаш. — Генетика оказывается намного интереснее, потому что она рассказывает нам кое-что об эволюции собак».

Исследователи предполагают, что более светлые цвета шерсти были бы выгодны вымершему предку псовых в арктической среде в периоды оледенения 1,5-2 миллиона лет назад. Естественный отбор привел бы к тому, что в популяции сохранялся бы такой рисунок шерсти, который в конечном итоге породил собак и волков.

«Сначала мы были удивлены, обнаружив, что белые волки и желтые собаки имеют почти идентичную конфигурацию ДНК ASIP, — сказал Крис Келин из Института биотехнологии Хадсональфы в Хантсвилле. — Но мы были еще более удивлены, когда выяснилось, что определенной конфигурации ДНК более 2-х миллионов лет, когда современных волков еще не существовало как вида».

Волки и собаки могут производить два разных типа пигментов: черный, называемый эумеланином, и желтый пигмент — феомеланин. Точно отрегулированное производство этих двух пигментов в нужное время и в нужном месте на теле приводит к появлению очень разных цветовых рисунков шерсти. Выработка феомеланина контролируется сигнальным белком агути, который вырабатывается геном ASIP.

Исследователи поняли, что ни одна генетическая мутация не объясняла пять основных цветовых фенотипов. Собакам нужны мутации в двух областях гена ASIP, чтобы получить разные образцы шерсти.

Итак, исследователи проверили генетику древних волков и собак, чтобы подтвердить, что доминирующий желтый гаплотип существовал около 2-х миллионов лет, задолго до одомашнивания собак около 30 000 лет назад.