1. Культурная война
  2. РПЦ и советское наследие
Москва, / ИА Красная Весна

Почему число верующих в России продолжает снижаться?

Изображение: Цитата из х∕ф «Броненосец Потёмкин». Реж. Сергей Эйзенштейн. 1925. СССР
Чьих ты будешь, товарищ поп
Чьих ты будешь, товарищ поп

Число верующих в церквях заметно сократилось, об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, 19 марта сообщает издание «Правмир».

Несколько специалистов высказались о причинах сокращения числа практикующих христан в России. В частности, они рассказали о том, что многие жители страны разочаровались в институте церкви.

Православный публицист Дмитрий Сладков заметил, что в реальности Россия по сию пору представляет собой секулярную, маловерующую страну с атомизированным обществом. Он отметил, что низовая активность гражданского общества, состоящего из православных христиан, была введена в рамки и пригашена церковным руководством как проблемная, политически и управленчески небезопасная. Церковь уже не выглядит сплошным монолитом, внутри ее структуры накопились многочисленные разногласия.

«На смену этой социальной и культурной реальности пришла мифология „духовного возрождения“, использованная в дальнейшем при строительстве гражданской религии нынешней Российской Федерации», — заявил Сладков.

Церковный историк, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что живой интерес к церкви как таковой и кредит доверия к ней со стороны общества вначале были очень большими. И затем началось все более и более усиливающееся отторжение церкви от общества. Он сказал, что начавшие церковную жизнь в Советском Союзе люди пребывали в иллюзии, что несчастный, раздавленный коммунистическим безбожным режимом русский народ продолжает оставаться христианским.

«Кажущиеся тривиальными слова Николая Лескова: „Русь крещена, но не просвещена“, — роковым образом проявили себя в ХХ веке», — заявил Митрофанов.

Религиовед, доцент НИУ ВШЭ, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Борис Кнорре считает, что доля разочарованных церковью продолжает увеличиваться. В 90-е годы люди смотрели на церковь романтически, это была область тайны. Сегодня люди в церкви часто не ощущают роста.

«Разрушенные храмы намного больше привлекали душу человека, чем те, которые сегодня очень хорошо отреставрированы или просто заново построены. Они могут отвечать запросу на какую-то деятельность, на желание найти какое-то сообщество, преодолеть одиночество, но загадочность они потеряли», — считает Кнорре.

Доктор филологических наук, заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН Яков Тестелец отметил, что сейчас стало ясно, что самостоятельной общественной роли у христианства нет, религия больше стала относиться к жизни индивидуальной.

«Верующих часто рассматривают как чудаков, которые ходят в своего рода фан-клубы или занимаются исторической реконструкцией», — заявил Тестелец.